Варда-Сахара писал(а):а как же быть тем, кто родился в исламе и никогда не слыхивал про Христа? Бог ненавидит их заранее, ещё не рождённых и не согрешивших, раз дал родиться в такой среде?
прошу "сшить" мой общий ответ из следующих кусочков:
1)не слышавших вообще о Христе мусульман во все века было не так уж и много.
2)Бог никого не ненавидит и всем хочет спасения, но никого насильно не принуждает спасаться, принимать Христа Спасителем. Поэтому как бы выглядел "Ваш" вариант "Божьей предупредительности"?: Он бы автоматически делал каждую мусульманскую пару бесплодной, чтобы не было будущих, возможно, погибнущих, душ? -абсурд.Бог никогда не принудит к любви к Себе таким или подобным образом. Он крайне уважает нашу свободу, в т.ч. грешить, упорствовать против истины и "размножаться во мгле".
3) Число людей, не познавших Христа и, вероятно, погибнущих, в принципе, неважно. Вы с таким же правом можете возмутиться: как Бог-Любовь допустил рождение даже ОДНОГО человека, о котором заранее знал, что тот выберет ад. Это логичный вопрос. Мне тут кажется справедливым тезис св.И.Дамаскина из его главы " Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?":
"..Но сперва — бытие (вообще), а потом уже — бытие доброе или злое.
Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым..."
http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_21.html4) в аду, как и в раю, обителей много, и ,как уже говорилось в одной приведенной мной статье, знающие о Христе и крещеные, но недостойно прожившие христиане будут в гораздо худшем кругу ада, чем язычники и нехристиане. (об этом же говорит известная история с Макарием Великим:
" Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: "Кто ты такой?" Череп отвечал: "Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение". Преподобный спросил: "Каковы эти мучения?" "Мы находимся в великом огне, - отвечал череп, - и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением". Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: "Есть ли мучения еще более жестокие?" Череп ответил: "Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки".
http://days.pravoslavie.ru/Life/life247.htm