Обзор истории
манихейства с т.з. общей теории (гипотезы)
этно-пассионарности Л.Н.Гумилёва- Спойлер
- Столкновение эллинства и иудейства с иранством породило в III в. манихейство, могучую свирепую антисистему, подвергавшуюся гонениям везде, куда она проникала.
В Индии, куда вторглись кушаны и саки, великий философ Нагарждуна во II в. н. э. создал мироотрицающее учение о пустоте (шуньята), причем дошел в отрицании до того, что даже собственное существование объявил иллюзией.
Но самое страшное произошло в Китае, когда туда в III в. переселились хунны и сяньбийцы, вытесненные из родной степи вековой засухой, - народы совершенно не похожие на китайцев. Философем там не возникло, потому что три века шла жуткая резня. В этой постоянной войне погибли 27 этносов, в том числе древнекитайский (ханьский). Только пассионарный толчок, вызвавший к жизни новый средневековый китайский этнос (табкачский), спас погибавшую страну
Таким же образом пассионарный толчок рубежа новой эры породил оригинальную позитивную систему — христианство, перекрывшую гностические фантасмагории в Византии, а новый толчок VI—VII вв., создал ислам — жизнеутверждающее мироощущение, подавившее существование антисистемы Ирана — зиндиков, т. е. гностиков. Однако исламский халифат быстро опять превратился в химерную целостность, так как экзогамия, осуществлявшаяся через гаремы, внедрила в новый арабо-мусульманский этнос персов, грузин, армян, сирийцев, греков, турков, берберов и т. д. И уже в IX в. на этом фоне здесь возникла антисистемная идеология - исмаилизм, сокрушенный только монголами в XIII в. Монголы были носителями пассионарности, но при столкновении с этносами иных доминант растеряли свой пассионарный заряд и в XIV в. погасли.
В Византии антисистема появилась в Малой Азии в IX в. на границе с мусульманским миром. Отсюда она перекинусь на Балканы, где болгары и славяне, воспринявшие греческую образованность, создали собственную химеру — манихейские общины. Здесь манихейская антисистема называлась богомильством и исчезла после пассионарного толчка XIV В., вытесненная османами.
Но гораздо сложнее была судьба манихеев Прованса. Они погибли в XIII в., но заразили своим мироощущением Западную Европу, где в качестве реакции на них возник жестокий социальный институт — инквизиция. Об этом стоит рассказать подробнее.
В Южной Франции, Лангедоке, где жило смешанное христианско-арабо-еврейское население, и где выходцы из иудеев составили значительную часть дворянства, центром манихейства стал город Альби, из-за чего французских манихеев стали называть альбигойцами, наряду с их греческим наименованием — катары, что значит «чистые». В Италии манихеи в целях маскировки называли себя патаренами — «ткачами», что по сей день вводит в заблуждение вульгарных социологов, стремящихся всюду увидеть классовую борьбу. На самом деле манихеи были такими же «ткачами», как и возникшие позже масоны были «каменщиками».
Общины манихеев делились на «совершенных», «верных» и «мирян». От верных требовалось слепое беспрекословное повиновение совершенным. Миряне, сочувствовавшие катарам, были свободнее в своих поступках, они переводили на родные языки книги Ветхого Завета как героические сказания, чем понемногу изменяли идеалы христианского рыцарства, а тем самым и стереотип поведения своих читателей. К 1176 г. большая часть дворянства и духовенства Лангедока стали катарами, меньшая часть дворянства и крестьяне предпочитали молчать.
Учение альбигойцев, воспринятое от приходивших с Востока манихеев, сводилось к следующему. Зло вечно. Это материя, в том числе и оживленная духом, т.е. живая плоть. Он мучается в тенетах материи, следовательно, его надо освободить от плоти. Зло — вообще все видимое: храмы, , живая природа и тела людей. Весь многоцветный мир достоит только ненависти.
Ю. М.Бородай писал(а):Самым простым выходом у манихеев было бы самоубийство, но они ввели в свою доктрину учение о переселении душ. Смерть, по их мнению, повергает самоубийцу в новое рождение со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Чтобы спастись, надо убить в себе все желания — возненавидеть жизнь, а для этого надо всячески отравлять ее и себе, и другим, надо стараться сделать жизнь на Земле отвратительной. С этой целью послушникам наряду с самой строгой аскезой, изнурением плоти, рекомендуется и самый разнузданный разврат. Запрещались только все чистые радости плоти, примиряющие человека с жизнью: брак, основанный на доброте и доверии, любовь к Родине, детям, к природе. А бездушный грязный разврат поощрялся. Что же касается чести, нравственности, то все это, естественно полностью упразднялось. Лги, предавай, лжесвидетельствуй, но не выдавай тайну! — вот что вменялось в качестве принципа поведения. Во имя великой цели — достижения состояния полного отвращения к жизни — все средства считались достойными, будь то убийство, мучительство, ложь, разврат…