И снова о Сталине

Список разделов Прочее Архив закрытых тем

Описание: Сюда модераторы могут помещать ранние сообщения из длинных многостраничных тем для оптимизации работы форума

#1 tigrizia » Ср, 18 февраля 2009, 18:39

Почему-то закрыли тему о Сталине, видимо считают ее не совсем удобной, но все ж таки позвольте продолжить.

И снова о Сталине. Давным – давно в каком-то журнале прочитала, что почему-то распространено мнение, что после смерти Ленина Сталин сразу взял власть в свои руки и, как следствие, Сталину же приписывают все, что происходило до 30-х годов. Но на самом же деле Ленин был председателем Совнаркома, затем этот руководящий пост (или должность?) занял Рыков и занимал его вплоть до 1929 года.
Что же произошло в экономике страны за эти предтридцатые годы? В стране воплощали идею Ленина – НЭП. По сути, страна встала на капиталистический путь развития и цены саморегулировались примерно также как это происходит сейчас.
«Микоян говорил в 1928 году в своей речи на съезде партии, что «дисбаланс цен не в пользу крестьян удерживает их от продажи хлеба государству. Необходимо дать в деревню дешевые товары широкого потребления, даже за счет временного сокращения их продажи в городах». (из записок сына Микояна).
То есть в те годы также одни ждали повышения или понижения цен, другие не могли приобрести товар. То же самое происходит и в наши дни. Саморегулируемый рынок – миф придуманный спекулянтами, Сталин это понял и стал планомерно регулировать рыночные отношения. Но если сейчас идет «экономическое» сопротивление имущего класса, то тогда это сопротивление было «физическим», в силу не совсем развитого менталитета человечества того времени и этот фактор надо учитывать.
Кстати коррупция, судя по всему, в то время процветала, население было «развращено» и Булгаков это хорошо показал в своей книге «Мастер и Маргарита». (Вспомните еще «Золотого теленка»). Сравните с тем, что мы имеем сейчас и представьте, скольких чиновников сейчас можно посадить и это вовсе не будет считаться репрессивной и несправедливой мерой.
Из статьи об Анастасе Микояне: «Его идеалы были, конечно, впоследствии подорваны репрессиями и бюрократизмом, практикой «казарменного социализма».
Однако у него долго еще некоторое время сохранялась надежда на преодоление отрицательных черт, которыми оброс этот «казарменный социализм», тем более что он видел и многие позитивные итоги многолетней работы. Огромному подъему экономики во всех республиках, растущая поддержка со стороны рабочих и солдат — все это воодушевляло его.» - то есть простой народ рабочие и солдаты вполне поддерживали эту самую репрессивную машину.
Кстати, несмотря на явный антисоветский стиль письма, Булгаков был любимым писателем Сталина.
Итак, какова официальная версия основной «причины» репрессий?
Читаем: «1 декабря 1934 в Ленинграде был убит популярный партийный лидер С.М.Киров. Убийство Кирова было использовано как предлог для развязывания в 1935–1936 кампании террора, направленной в первую очередь против руководящих кадров ВКП(б). Наиболее массовые чистки происходили в 1937–1938.»
Можно конечно представить это как предлог для развязывания компании террора, но если задуматься то можно предположить – что началась война между группировками во власти - кто кого? И что Сталину надо было сидеть и ждать, когда прикончат его самого?

Ну и наконец чтобы окончательно развеять мысль о том, что он был мстительным и ограниченным человеком читаем далее:
«Можно предположить, что фундамент русской государственной идеологии, пробудившейся у Сталина в 30-е — 40-е годы XX века, был заложен у него во время обучения в духовном училище и в православной семинарии. Сталин, единственный из крупных большевистских вождей, имел духовно-религиозное (хотя и не законченное) образование. Как справедливо отметил русский духовный писатель о. Димитрий Дудко: “Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый... Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира. Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек. Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже "Вечную память", так случайно не могло произойти в самое безбожное время. Не случайно он и учился и в Духовной Семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему ее приобрести. А мы этого не понимаем... Но самое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России”.»
«В квартире Сталина в Кремле и на его дачах были большие библиотеки, содержавшие преимущественно литературу по истории, философии, экономике. Книги постоянно использовались, Сталин читал и делал пометки на полях. Люди, которым довелось видеть написанные его рукой письма, статьи и постановления, высоко оценивали его интеллектуальные возможности. Правка Сталина на текстах многих документов была точна и позволяла видеть в нем тонкого политического деятеля, хорошего стилиста, отлично владевшего русским языком. Пометки Сталина на страницах сотен книг его библиотеки свидетельствовали о широте его знаний, о том, что он читал не только труды марксистов, но и произведения многих зарубежных ученых. С большим презрением Сталин относился к атеистической литературе. В одной из своих записок 1920-х годов он называет ее “антирелигиозной макулатурой”.»
«Уинстон Черчилль вспоминал: "Сталин произвел на нас величайшее впечатление... Когда он входил в зал на Ялтин-ской конференции, все, словно по команде, вставали и - странное дело - держали почему-то руки по швам". Однажды он решил не вставать. Сталин вошел - "и будто поту-сторонняя сила подняла меня с места", - писал Черчилль.
Тепло отзывался о Сталине - об этом "добром дядюшке Джо" - и президент США Рузвельт.
В 1959 году, когда мир уже узнал о делах "доброго дядюшки Джо", Черчилль, выступая в палате общин в день 80-летия Сталина, сказал: "Большим счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин".»

Делайте выводы для себя – кто он убийца, тиран или человек взявший на себя ответственность за огромную страну и сделавший все возможное, чтобы простому народу жилось хорошо.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Посты содержащие оскорбительные выражаения в адрес ЛЮБОГО человека (пусть даже это будет Гитлер) будут удаляться.
Учитесь грамотно выражать свои мысли и чувства и не пачкать себя и других словесной грязью.
tigrizia
Автор темы


#41 MAXim » Пт, 20 февраля 2009, 17:57

tigrizia писал(а): - это вы свое г... показываете от слабости?
"Если тьма которая в вас есть свет то какая тогда ваша тьма?" :(
MAXim

#42 tigrizia » Пт, 20 февраля 2009, 18:03

MAXim
наша тьма всем тьмам тьма.
tigrizia
Автор темы

#43 tigrizia » Пт, 20 февраля 2009, 18:06

MAXim писал(а):уничтожить несколько миллионов людей ради постоения новой "лучшей в мире Системы..."?
не ставилось такой цели - уничтожить несколько миллионов - если б Сталин знал что так будет он бы действовал по другому. но получилось так как получилось.
не надо представлять так будто бы орн поставил себе в план уничтожить джину-другую миллинов человек, не правильно это.
tigrizia
Автор темы

#44 MAXim » Пт, 20 февраля 2009, 18:07

tigrizia
А тебя задели мои посты... :smile:
MAXim

#45 tigrizia » Пт, 20 февраля 2009, 18:08

MAXim писал(а):Вот вот...все что было заложено тогда...дало свои плоды после...и продолжает давать...
а гед было заложено что-то более светлое и правильное? кто дает правильные плоды после своего ухода?
tigrizia
Автор темы

#46 tigrizia » Пт, 20 февраля 2009, 18:11

MAXim
нисколько.
ну может самую малость... :smile:
tigrizia
Автор темы

#47 MAXim » Пт, 20 февраля 2009, 18:17

tigrizia писал(а):
MAXim писал(а):Вот вот...все что было заложено тогда...дало свои плоды после...и продолжает давать...
а гед было заложено что-то более светлое и правильное? кто дает правильные плоды после своего ухода?

Христос...Кришна...Будда...Заратуста..Мухамед...

А из царей русских...Владимир...

А еще...может кто то знает...Александр 1..."Легенда о старце Федоре Кузьмиче"...
MAXim

#48 tigrizia » Пт, 20 февраля 2009, 18:26

MAXim писал(а):Христос...Кришна...Будда...Заратуста..Мухамед...
кесарю - кесарево...
Александр 1 и тот на каторги ссылал людей. наверное. :smile:
tigrizia
Автор темы

#49 MAXim » Пт, 20 февраля 2009, 18:30

tigrizia писал(а):Александр 1 и тот на каторги ссылал людей. наверное. :smile:
А ты не гадай а поищи в инете о Федоре Кузмиче...
MAXim

#50 MAXim » Пт, 20 февраля 2009, 18:38

MAXim писал(а):
tigrizia писал(а):Александр 1 и тот на каторги ссылал людей. наверное. :smile:
А ты не гадай а поищи в инете о Федоре Кузмиче...
http://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдор_Кузьмич
MAXim

#51 Brittany » Пт, 20 февраля 2009, 19:21

MAXim писал(а):все что было заложено тогда...дало свои плоды после...и продолжает давать...
В общем - да.
tigrizia писал(а):не ставилось такой цели - уничтожить несколько миллионов - если б Сталин знал что так будет он бы действовал по другому. но получилось так как получилось.
Ну здрасте - глава государства был не в курсе?? Знал он всё. А цель была построить государство на страхе.
Получился колосс на глиняных ногах.
Brittany
Аватара
Сообщения: 80340
Темы: 563
Зарегистрирован: Вт, 30 мая 2006
С нами: 17 лет 9 месяцев
О себе: июль

#52 MAXim » Пт, 20 февраля 2009, 19:23

Nora
Ссылку глянь!
MAXim

#53 Brittany » Пт, 20 февраля 2009, 19:24

MAXim
:smile: У меня открылась страница абсолютно пустая..
Brittany
Аватара
Сообщения: 80340
Темы: 563
Зарегистрирован: Вт, 30 мая 2006
С нами: 17 лет 9 месяцев
О себе: июль

#54 MAXim » Пт, 20 февраля 2009, 19:26

Nora
набери о Федоре Кузмиче в википедии!
MAXim

#55 Brittany » Пт, 20 февраля 2009, 19:31

MAXim
Я набрала! Сологуб Фёдор Кузьмич? Я открыла 2 ссылки. И получила 2 пустые страницы.. :dont_knou:
Brittany
Аватара
Сообщения: 80340
Темы: 563
Зарегистрирован: Вт, 30 мая 2006
С нами: 17 лет 9 месяцев
О себе: июль

#56 MAXim » Пт, 20 февраля 2009, 19:43

Перейти к: навигация, поиск
Феодор Томский

икона с частицей мощей
умер 20 января (1 февраля) 1864
почитается в Русской православной церкви
канонизирован в 1984 году
в лике праведных
главная святыня мощи в Богородице-Алексеевском монастыре (Томск)
день памяти 20 января, 10 июня и 22 июня по юлианскому календарю
Фёдор Кузьмич (Феодор Томский, Феодор Козьмич; ум. 20 января (1 февраля) 1864, Томск) — старец, живший в Сибири в XIX веке.

Согласно романовской легенде, возникшей в середине XIX века ещё при жизни старца, считается императором Александром I, инсценировавшим свою смерть и ставшим скитальцем. Вопрос о тождественности Фёдора Кузьмича с российским императором историками однозначно не решён.

Фёдор Кузьмич за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора Сибирских святых.

Содержание [показать]
1 Жизнеописание
1.1 Арест и ссылка
1.2 Период странствий
1.3 Жизнь у купца Хромова
1.4 Смерть
2 «Тайна» Фёдора Кузьмича
3 Легенды
3.1 Император Александр I
3.2 Прочие легенды
4 Церковное почитание
5 Фёдор Кузьмич в художественной литературе
5.1 Л. Н. Толстой
5.2 Д. С. Мережковский
5.3 Д. С. Самойлов
6 Источники и историография
7 Примечания
8 См. также
9 Ссылки
10 Литература



[править] Жизнеописание

[править] Арест и ссылка
Данных о ранних годах жизни Фёдора Кузьмича нет, первое известие о нём относится к 4 сентября 1836 года: он проезжал на лошади, запряжённой в телегу, в неизвестном направлении через Кленовскую волость Красноуфимского уезда Пермской губернии.[1] Фёдор остановился у кузницы подковать лошадь, вызвал своим поведением и уклончивыми ответами подозрения у кузнеца, который доложил о нём властям.[2]

Старец был задержан как бродяга, на его спине были следы ударов кнутом, каких-либо документов при себе он не имел. 10 сентября его дело было рассмотрено судом: задержанный назвался семидесятилетним Фёдором Козьмичем Козьминым (после этого данная фамилия, как и какая-либо другая, старцем никогда не называлась), не смог назвать своего происхождения.[3] По возрасту он был непригоден для отдачи в солдаты и поэтому, как бродяга, получил 20 ударов кнутом и был сослан в Сибирь. Приговором Фёдор Кузьмич был доволен, но заявил, что он неграмотен (хотя последующие факты свидетельствуют об обратном) и попросил расписаться за него мещанина Григория Шпынёва.

13 октября 1836 года с 43-й партией ссыльных он был направлен по этапу в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии. За время пути по этапу Фёдор расположил к себе заключённых и конвоиров, проявляя заботу о слабых и больных. Старец был единственным арестантом, которого не заковали в кандалы.[1] В материалах Томской экспедиции о ссыльных сохранилось описание внешности Фёдора Кузьмича:

рост 2 аршина и 6 с 3/4 вершков[4], глаза серые, волосы на голове и бороде светло-русые с проседью, кругловатый подбородок, на спине — следы от побоев кнутом.[3]

26 марта 1837 года партия ссыльных прибыла в Томск, откуда Фёдор Кузьмич был направлен дальше к месту ссылки. Старца приписали к деревне Зерцалы, но поселили при Краснореченском винокуренном заводе где он прожил пять лет.[5] Из-за возраста старца не привлекали на принудительные работы. Известно, что местный казак Сёмен Сидоров, видя склонность старца к уединению, построил ему келью-избушку в станице Белоярской.[6]


[править] Период странствий

Портрет Фёдора Кузьмича, написанный в Томске вскоре после его смертиПолучив свободу перемещения, Фёдор начал странствовать по деревням Мариинского уезда. Источником его дохода было обучение детей (грамоте, Священному Писанию, истории), в качестве платы Фёдор Кузьмич брал только пищу, отказываясь от денег.[3] Старца начали почитать за праведную жизнь, обращались за советами по различным житейским вопросам. В этот же период возникает легенда о его царственном происхождении.

К первым сообщениям о его тождестве с императором Александром I относятся:[6]

в доме казака Сидорова, приютившего старца, появился казак Березин, долго служивший в Петербурге, в Фёдоре Кузьмиче он опознал покойного императора;
в начале XX века появилось свидетельство казака Антона Черкашина, который сообщал, что местный священник Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга, также опознал в старце царя и утверждал, что не мог ошибиться, так как неоднократно видел Александра I в столице.
известное по по рассказу казака Сидорова, высказывание Фёдора Кузьмича, которое было расценено как наличие у него связей в петербургском обществе:
Вспоминая однажды в разговоре Красноярск и его начальство и будучи чем-то недоволен, старец сказал: «…Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнётся от того, что будет».[2]


Эти случаи заставили старца практически не выходить из его кельи, позднее он оставил станицу Белоярскую и поселился в селе Зерцалы в бедной крестьянской семье. Из старого овечьего хлева ему сделали келью, в которой он прожил 10 лет. Жительница села позднее рассказывала, что Фёдор Кузьмич каждую субботу встречал партии арестантов, проходив через окраину села, и давал им щедрую милостыню. В 1843 году, по некоторым данным, он работал на золотых приисках в Енисейской тайге.[5]

В 1849 году старец переселился в село Краснореченское, где ему построил келью крестьянин Иван Латышев. Сохранилось воспоминание местных жителей, что там старца навещал Иркутский епископ Афанасий (Соколов), с которым он разговаривал на французском языке.[6] Старец встречался также с епископом Томским Парфением (с 1863 года архиепископ Иркутский и Нерчинский). В 1850-е годы келью старца на пасеке Латыщева посетил писатель Л. Н. Толстой, который целый день беседовал с Фёдором Кузьмичём.[5]

Ряд исследователей сообщает об обширной переписке, которую вёл Фёдор Кузьмич. В числе его корреспондентов называют барона Дмитрия Остен-Сакена, в имении которого в Прилуках (Киевская губерния) долгое время якобы хранились письма старца, но затем они бесследно исчезли.[7] Также сообщается о переписке Фёдора Кузьмича с императором Николаем I, которая велась с помощью шифра.[8] Получив известие о смерти императора, старец заказал отслужить панихиду на которой долго молился со слезами.[6]

В этот период начинают активно обсуждаться слухи, что сибирский старец — это император Александр I. Жители села Зерцалы в начале XX века хранили у себя в часовне якобы оставленные Фёдором Евангелие, Печерскую икону Божией Матери и «раскрашенный вензель на бумажном листе, изображающий букву „А“, с короной над ней и летающим голубком вместо горизонтальной перемычки в букве».[6] Параллельно растёт популярность старца как обладающего даром чудотворения (описаны истории разоблачения им беглого каторжника-убийцы, исцеления больного священника, предсказание счастливого брака и т. п.). В образованном старце с аристократичными манерами жители сибирских деревень видели какую-то личность с благородным прошлым и спрашивали о нём старца. По воспоминаниям он давал следующий уклончивый ответ:

Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне — кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа.[6]


[править] Жизнь у купца Хромова

Келия старца Феодора Кузьмича на заимке купца С. Ф. ХромоваВ период странствий по Томской губернии он познакомился с купцом Семёном Феофановичем Хромовым, который в 1858 году уговорил его переселиться к нему в Томск. Фёдор Кузьмич проживал на загородной купеческой заимке (в настоящее время посёлок Хромовка) или в самом городе во флигеле дома Хромова на Монастырской улице (современная ул. Крылова).

В Томске Фёдор регулярно посещал церковные службы в домовой церкви архиерейского дома, а позднее в церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы. На службах старец занимал место в стороне, ближе к двери и на предложение Томского епископа Порфирия молится в его моленной рядом с алтарём ответил отказом.[9] В начале его жизни в Сибири в его адрес сыпались упрёки, что он, регулярно посещая церковные службы, не бывает при этом у причастия. Появились обвинения в сектантстве и духовной прелести. Затем стало известно что у него есть духовник — протоиерей Красноярской кладбищенской церкви Пётр Попов, у которого он принимает Святые Дары.[6] Известно также, что он бывал на исповеди у будущего томского епископа Парфения (Попова) и томских иеромонахов Рафаила и Германа. Они утверждали, что знают, кто он, но отказывались разгласить тайну исповеди.[10]

Особо им отмечался день памяти князя Александра Невского (небесный покровитель императора Александра I). В этот день он посещал своих знакомых Анну и Марфу, которые готовили праздничный обед после которого старец рассказывал: «Какие торжества были в этот день в Петербурге — стреляли из пушек, развешивали ковры, вечером по всему городу было освещение и общая радость наполняла сердца человеческие…».[7] Известны также рассказы старца о событиях Отечественной войны 1812 года, о жизни Петербурга, воспоминания об Аракчееве, Суворове, Кутузове.

Старец отличался простотой быта: летом носил белую рубашку из деревенского холста и шаровары, зимой надевал длинный тёмно-синий халат или сибирскую доху, на ногах носил чулки и кожаные туфли.[9] Спал на доске, обтянутой холстом. Имел репутацию постника, не любил жирной и вкусной пищи, питался в основном сухарями, вымоченными в воде, но не отказывался и от мяса.[6]


[править] Смерть

Фёдор Кузьмич на смертном одре
(рисунок неизвестного художника, 22 января 1864 года)Незадолго до смерти Фёдор Кузьмич посетил казака Семёна Сидорова, а затем вернулся в Томск, где прожил некоторое время, страдая от некой болезни. Перед смертью его посетил для исповеди отец Рафаил из Алексеевского монастыря. Сообщается, что на исповеди старец отказался назвать имя своего небесного покровителя («Это Бог знает»), а также имена своих родителей («Святая Церковь за них молится»).[1] Сохранился, известный со слов купца Хромова (о его скорее всего предвзятом мнении см. раздел Легенды), его разговор с Фёдором Кузьмичом накануне его смерти:

«Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле».
«Говори. Бог тебя благословит», — ответил старец.
«Есть молва, — продолжал Семён Феофанович, — что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный… Правда ли это?…»
Старец, услыша эти слова, стал креститься и говорит: «Чудны дела Твои, Господи… Нет тайны, которая бы не открылась».[9]

Церквь Казанской иконы Богородицы и часовня Фёдора Кузьмича (Богородице-Алексиевский монастырь, Томск)Скончался Фёдор 20 января 1864 года, согласно метрической записи 80-ти лет от роду.[5] Был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря, на могиле почитателями был установлен крест с надписью: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Козьмича, скончавшегося 20 января 1864 года». На второй день после смерти старца был сделан его карандашный рисунок на смертном одре (при жизни Фёдор отказывал в написании своего портрета).[11] В 1866 году по инициативе купца Хромова был написан портрет старца, имевшего схожие черты лица с императором Александром I, но не совпадающие с лицом старца нарисованным сразу после его смерти. С него томским фотографом Ефимовым были сделаны фотоснимки, которые пользовались популярностью среди горожан.[3] Портрет Фёдора Кузьмича из часовни, построенной над его могилой, находится в собрании Томского областного краеведческого музея, куда поступил в 1924 году.[12]

После смерти старца купец Хромов разбирал оставшиеся после него вещи. В них были обнаружены:

документ о бракосочетании императора Александра I: «толстый лист синеватого цвета, где часть слов была отпечатана типографским способом, а часть написана от руки. Внизу листа находилась белая печать с изображением церкви»;[6]
небольшое резное распятие из слоновой кости;
цепь ордена Андрея Первозванного;
нарисованный вензель в виде буквы «А»;
псалтырь с надписью: «Сей псалтырь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву».[13]
Также были найдены короткие шифрованные записки, получившие название «тайна Фёдора Кузьмича».


[править] «Тайна» Фёдора Кузьмича
Незадолго до своей смерти Феодор со словами «В нём моя тайна» показал Хромову мешочек, висящий над кроватью старца. После кончины старца мешочек был вскрыт, в нём обнаружились две записки — узкие бумажные ленты, исписанные с обеих сторон.[10] Кроме этих записок сохранилась написанная старцем выдержка из Священного Писания, датированная 2 июня 1849 года и конверт с надписью «Милостивому государб Семиону Феофановичу Хромову».[5]

Содержание записок было довольно туманным и, при желании, позволяло интерпретировать их в качестве подтверждения или же опровержения легенды об императорском происхождении старца.


«Тайна» Фёдора КузьмичаПервая записка:[14]
— текст на лицевой стороне: ВИДИШИЛИ НАКАКОЕ ВАС БЕЗСЛОВЕСИЕ СЧАСТИЕ СЛОВО ИЗНЕСЕ

— текст на оборотной стороне: НО ЕГДА УБО А МОЛЧАТ П НЕВОЗВЕЩАЮТ

Вторая записка:[14]
— текст на лицевой стороне:

1 2 3 4
о в а зн
i Дк ео амвр А КРЫЮТ СТРУФИАН
с з Д я

— текст на оборотной стороне:

ВО ВО
1837 г. МАР.26 В ВОЛ
43 пар

Попытки расшифровать данные записки предпринимались неоднократно. В частности, исследователь легенды о старце конца XIX века В. В. Барятинский предлагал следующий вариант расшифровок текстов записок:

Лицевая сторона первой записки: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»;
Оборотная сторона первой записки: «Но когда Александры молчат, Павлы не возвещают»;
Лицевая сторона второй записки: «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло».[15]

[править] Легенды

Александр I
[править] Император Александр I
Одна из легенд дома Романовых гласит, что Фёдор Кузьмич — это император Александр I, скоропостижная смерть которого в Таганроге породила в народе массу слухов (Н. К. Шильдер в своей биографии императора приводит 51 мнение, возникшее в течение нескольких недель после смерти Александра). Один из слухов сообщал, что «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством».[16] Позднее в 30-40-х годах XIX века появилась легенда, что Александр, измученный угрызениями совести (как соучастник убийства своего отца императора Павла), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем Фёдора Кузьмича.[1] Сторонники этой версии утверждали, что вместо императора в Петропавловском соборе был погребён другой человек (часто называется фельдъегерь Масков, в семье которого долго сохранялось предание, что их предок похоронен в императорской усыпальнице).[7] Одним из первых, кто описал легенду о сибирском отшельнике, был князь Н. С. Голицын, который опубликовал её в журнале Русская старина за ноябрь 1880 года.[17]

Данная легенда ставится под сомнение сохранившимися бюллетенями о ходе болезни царя и многими другими официальными документами, письмами, воспоминаниями, донесениями лиц — свидетелей его кончины. И, тем не менее, вера в эту легенду сохраняется и поныне. Склонны её поддерживать и некоторые историки. Так, например, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории РАН А. Н. Сахаров в своей книге «Александр I» приводит различные аргументы как «за», так и «против» версии о «перевоплощении» императора[7]:

Аргументы За Аргументы Против
Дневниковые записи особо приближённых к Александру лиц — императрицы Елизаветы Алексеевны, генерал-адъютанта П. М. Волконского и лейб-медика Я. В. Виллие о пребывании императора в Таганроге начинаются в один и тот же день — 5 ноября 1825 года и заканчиваются практически одновременно — 11 ноября (Волконского и Виллие) и 19 ноября (Елизаветы Алексеевны); поскольку 5 ноября никакой опасности здоровью императора ещё не было, то, по мнению А. Н. Сахарова, «…приходится считать такое единодушие необъяснимым, либо объяснить его лишь желанием создать единую версию течения болезни, нужную как Александру, так и этим трём его близким людям». Анализ почерков Александра и старца Феодора, сделанный по указанию биографа Александра I великого князя Николая Михайловича в начале XX века, исключает возможность их тождества. Однако существует категорическое заключение юриста А. Ф. Кони, что «письма императора и записки странника писаны рукой одного и того же человека».[18]
Противоречия в протоколе вскрытия тела императора не позволяют однозначно идентифицировать тело Александра I с телом человека, которое стало объектом этого протокола. Фёдор Кузьмич в своих разговорах, беседах часто употреблял южнорусские и малороссийские слова вроде «панок», что было совершенно несвойственно Александру I.
На смертном одре Александр, по воспоминаниям современников, был совершенно не похож на себя при жизни. Несходство прижизненного и посмертного обликов императора может объясняться плохими условиями бальзамирования в Таганроге, тряской в пути, действием жары, стоявшей в ту пору на юге.
Отсутствие на панихиде и на траурных церемониях в Москве и Санкт-Петербурге императрицы Елизаветы Алексеевны и ближайшего сподвижника П. М. Волконского. В силу особенностей характера Александра (властолюбие, упорство, хитрость) предположить добровольное оставление императором престола сложно.

Смерть Александра I в Таганроге (литография, XIX век)В качестве возможных аргументов, свидетельствующих в пользу версии о тождественности императора Александра и старца Феодора, называют также факты посещения в 1873 году могилы старца великим князем Алексеем Александровичем, а в 1891 году — цесаревичем Николаем (будущий император Николай II), который на месте кельи старца хотел построить каменную церковь (строительство осуществлено не было). Сообщается и о встрече со старцем Александра II в бытность его наследником престола.[19] Ряд исследователей пишут, что год рождения старца — 1777, определённый исходя из его смерти в возрасте около 87 лет, совпадает с годом рождения Александра I.[7] Однако такой рассчёт не совпадает с показаниями старца при его аресте в Красноуфимском уезде в 1836 году когда он назвал себя семидесятилетним бродягой то есть годом его рождения должен был быть 1766.

Подробное расследование обстоятельств жизни Фёдора Кузьмича было проведено биографом Александра I великим князем Николаем Михайловичем. Он направил в Томскую губернию чиновника особых поручений Н. А. Лашкова и обобщил полученные им сведения в краткой справке. В ней зафиксированы рассказы восспоминания дочери купца Хромова, у которого жил последние годы старец Фёдор. Среди них упоминается следующее:

Однажды летом (мы жили в Томске, а старец у нас на заимке, в четырёх верстах от города) мы с матерью (Хромовой) поехали на заимку к Фёдору Кузьмичу; был солнечный чудный день. Подъехав к заимке, мы увидели Фёдора Кузьмича гуляющим по полю по-военному руки назад и марширующим. Когда мы с ним поздоровались, то он нам сказал: «Паннушки, был такой же прекрасный солнечный день, когда я отстал от общества. Где был и кто был, а очутился у вас на полянке».[7]


Памятник Фёдору Кузьмичу на месте его кельи в посёлке ХромовкаОднако сам купец Хромов на допросе, проведённом в 1882 году Томским губернским правлением, сообщил, что не знает ничего о прошлом старца. Сообщил лишь, что тот «был наделён даром предвидения, из-за чего к нему приезжали за советом люди издалека, особенно ценили Фёдора Кузьмича служители православной церкви, например, однажды его посетил епископ Иннокентий, впоследствии ставший митрополитом Московским».[3] Также и перед своей смертью он отказался сообщить жившему у него писателю Николаю Наумову что-либо о Фёдоре Кузьмиче, способное подвердить или опровергнуть легенду. Однако архиепископ Вениамин (Благонравов), начавший своё служение в Сибири ещё при жизни Фёдора Кузьмича, писал, что купец Хромов «помешался на мысли, что Фёдор Козьмич, живший и умерший у него, был не кто иной, как император Александр I. С этой вестью ездил он нарочно в Петербург… был выслушан комиссией подачи прошений на высочайшее имя, особенно же сошёлся он (по крайней мере по его словам) с Победоносцевым, которому и отсюда шлёт целые тетради о житии и чудесах Фёдора Козьмича, с доказательствами его царского достоинства».[11]

Имеются недостоверные свидетельства того, что при вскрытии гробницы Александра I в Петропавловском соборе, проводившемся в 1921 году, обнаружилось, что она пуста.[20] В этот же период в русской эмигрантской прессе появляется рассказ И. И. Балинского о истории вскрытия в 1864 году гробницы Александра I, оказавшейся пустой. В неё якобы в присутствии императора Александра II и министра двора Адальберга было положено тело длиннобородого старца.[21]

Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, могла бы только генетическая экспертиза, возможность проведения которой не исключают специалисты Российского центра судебной экспертизы.[22] Томская епархия Русской Православной Церкви в лице архиепископа Ростислава заявила, что не будет возражать против проведения идентификации останков старца, но и не станет сама инициировать подобное исследование.[23]

В середине XIX века аналогичные легенды появились и в отношении супруги Александра императрицы Елизаветы Алексеевны, умершей вслед за мужем в 1826 году. Её стали отождествлять с затворницей Сыркова монастыря Верой Молчальницей, появившейся впервые в 1834 году в окресностях Тихвина.[24]


[править] Прочие легенды
По другой легенде[25][11], Фёдором Кузьмичом был в действительности не Александр I, а Фёдор Александрович Уваров по прозванию «Чёрный» (за соответствующий цвет волос). В молодости дуэлянт и даже бретёр, к зрелым годам он, женившись на сестре декабриста М. С. Лунина Екатерине, дослужился сначала до гвардии полковника, а затем — действительного статского советника. Его репутация была подорвана затеянным им судебным процессом о наследстве М. С. Лунина (последний, согласно нормам законодательства того времени, при жизни был лишён всех прав состояния по приговору за участие в заговоре декабристов). 7 января 1827 года находившийся в Петербурге Ф. А. Уваров неожиданно исчезает. С тех пор живым, а равно и мёртвым, Уварова никто не видел, факт его смерти установлен не был. По мнению русского и советского историка К. В. Кудряшова, именно Ф. А. Уваров объявился через десять лет после своего исчезновения в образе Фёдора Кузьмича.[26]

Существует и третья версия, выдвинутая великим князем Николаем Михайловичем, по которой Фёдором Кузьмичом был внебрачный сын Павла I от Софьи Степановны Ушаковой (в первом браке — Чарторыжской, во втором — Разумовской[27]) — некто Симеон (Семён Афанасьевич) Великий.[7][28] Однако, согласно данным Морского министерства, мичман Семён Великий погиб 13 августа 1794 года при кораблекрушении близ Антильских островов.[10]
MAXim

#57 Hanuman » Пт, 20 февраля 2009, 19:43

MAXim писал(а):Христос...Кришна...Будда...Заратуста..Мухамед...

А из царей русских...Владимир...

А еще...может кто то знает...Александр 1..."Легенда о старце Федоре Кузьмиче"...

MAXim

Какое отношение имеют БОГИ , Аватары и посланники к обсуждаемой теме ? :huh: :huh:
"Богу - богово, кесарю - кесарево"

Мне кажется , что у тебя очень большие проблемы по части идеалов ......
Ну не бывает идеального мира ...
Не бывает и не будет никогда на этой планете.
Нравится тебе это или нет ...

Я уже не говорю , что становится уже смешно , когда вы ребята с незалежной с умным видом обсуждаете Россию , Сталина , Газпром и так далее.

Все россияне очень легко могли бы пообсуждать Незалежную Украину , бардак который вы там себе устроили , вашего президента у которого вся ДК на лице вылезла , белокурую вашу , бандеру , Мазепу вашу , возрождение нацизма , обеление пособников фашистов , воровство газа и так далее и тому подобное.
Но у меня лично нет никакого желания мусолить всё это ....

Так что - подумай , почему ты никак не можешь отцепиться от всего этого и продолжаешь осуждать...
А ведь СНЛ предупреждал . :wink: :smile:
Ребята , если осуждаете не человека а целую страну , то и реакция будет соответствующая.
А уж не дай Бог , если ещё и ошибаетесь в своём осуждении - тогда ваще кранты. :wink: :grin:
Hanuman
Аватара
Откуда: Питер
Сообщения: 17988
Темы: 343
Зарегистрирован: Ср, 1 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца
О себе: OM

#58 MAXim » Пт, 20 февраля 2009, 19:47

Hanuman писал(а):Ребята , если осуждаете не человека а целую страну , то и реакция будет соответствующая.
А уж не дай Бог , если ещё и ошибаетесь в своём осуждении - тогда ваще кранты. :wink: :grin:
Так и я о том же...
MAXim

#59 tigrizia » Пт, 20 февраля 2009, 19:47

Об Александре 1 еще в советские годы прочитала легенду и она произвела на меня сильное впечатление.
Но Александр спокойно мог оставить престол и уйти, так как система уже была выстроена Петром 1.
А что до Петра было?
tigrizia
Автор темы

#60 Hanuman » Пт, 20 февраля 2009, 19:47

Hanuman писал(а):
Amir писал(а):

Свидетельств достаточно. Остались в основном после его вояжей по Европе. Вот один более-менее приличный случай - однажды в разговоре с европейскими дипломатами Петр решил продемонстрировать свою абсолютную власть над подданными. А дело было то ли в башне, то ли на колокольне. Он повернлся к одному из своих сановников и приказал прыгнуть вниз. Тот, понимая, что ему все равно не жить (откажись - запытают), прыгнул... разбился, конечно, насмерть. Реакцию на это европейцев можно легко представить.

Буду очень признателен за ссылочку на этот "факт"
Желательно не из "Львивской Правды" :grin:

Буду очень ждать .....
Заранее спасибо .

Ждёмс......
Hanuman
Аватара
Откуда: Питер
Сообщения: 17988
Темы: 343
Зарегистрирован: Ср, 1 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца
О себе: OM

Пред.След.

Вернуться в Архив закрытых тем

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 5 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php