Список разделов › Главное › Опыт
Куратор темы: Abakar
Если посмотреть на это с моральной стороны, то такое поведение говорит нам, что люди проводят ценности той универсальной моральной системы, которая не допускает избирательности, т.к. это будет уже ее утилитаризация.Потому оказывается, нет разницы, избирательности в объектах, потому оказывается, что достаточно именно команды, сигнального слова - и идет срабатывание. Вот как здесь, когда люди принялись реагировать, не нуждаясь в понимании даже, чем речь и на что они реагируют. Сигнал-рефлекс.
Это если вести речь о формальных вещах, а не о концептуальном содержании, которое в общем неизменно и схожее во всех мировых религиях.oldsatana писал(а):Заменяется в обществе одна религиозная система - другой - заменяется и продуцируемое ею содержание морали.
Кроме того, происходит адаптация содержимого религиозной и светской морали. Христианство СЕГОДНЯ инквизицию, например, осуждает
Адаптация, как правило, происходит даже не путем ЗАМЕНЫ максим, а путем изменения истолкования их содержания.
Когда-то Кант суждения о сфере морали и т.п. отнес к ПРАКТИЧЕСКОЙ философии. И он прав, поскольку, если уж мораль является регулятивом человеческой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, то она такова, что и как регулирует. Практически. А не теоретические построения. А с ЭТОЙ перспективы, невозможно назвать ни одной религии, где ПРАКТИЧЕСКИ это осуществлялось когда-либо.Yatagan писал(а):Это если вести речь о формальных вещах, а не о концептуальном содержании, которое в общем неизменно и схожее во всех мировых религиях.
Если отвлечься от "внутриморальных суждений", а посмотреть НА НИХ, то речь идет о том, что ЛЮБОЕ действие человека осуществляется почему-то и для чего-то, т.к. это волевой акт, они неизбежно связан с мотивацией и целеполаганием. Уже переступая с ноги на ногу, вы это делаете, чтобы что-то изменить а реальности, и потому, что вам это нужно. И в вот этих вот "просто надо и нельзя" мотивацией просто выступает другое. "Просто нельзя" - это "ПОТОМУ, что запрещено", или "потому что указано", без потребности именно личного ПОНИМАНИЯ почему оно запрещено или указано, личного участия и полагания. Чисто внешнее действие. Когда один запрет или указание оказываются достаточным мотивом для того, чтобы чел довольствовался им. Именно отсутствие полагания целей личностного, отсутствие РЕШЕНИЯ - а подчинение и следование в русле внешних, ДВИЖУЩИХ процессов. Когда не "потому, что я так решил, я согласен, я в этом нуждаюсь", а "так надо, так сказано, так положено". Потому что при личном участии человек, как правило, ЗНАЕТ, для чего и почему он это делает, в отличие от указания и нормы, где этого знания достаточно тому, кто ее дает.Yatagan писал(а):Человек между общей пользой и своей очевидно выберет свою пользу. И кроме религии противопоставить этому нечего, нельзя или надо не "почему?", а просто надо или нельзя. Т. е. что есть более надежной нормой: убивать плохо, потому что накажут, или потому что это просто плохо? По моему, ответ очевиден. И просто плохо может быть лишь в религии. В другом случае мы легко найдем самооправдание.
И у Вас и у Канта теоретические рассуждения о морали. Собственно говоря, иными они быть не могут Не могу понять только, чего вы вдруг начали так рьяно отрицать теорию. Можно ,разумеется, поспорить о том что раньше - яйцо или курица (теория или практика) но уж отрицать что-либо одно, по-моему, не стоит. И, как я считаю, теоретические рассуждения регулируют человеческую жизнь в куда большей степени, чем практика. Т. е. то, чем будет для нас любая практика определяет теория. Или другими словами мы имеем дело не столько с фактом, сколько с его интерпретацией.oldsatana писал(а):Когда-то Кант суждения о сфере морали и т.п. отнес к ПРАКТИЧЕСКОЙ философии. И он прав, поскольку, если уж мораль является регулятивом человеческой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, то она такова, что и как регулирует. Практически. А не теоретические построения. А с ЭТОЙ перспективы, невозможно назвать ни одной религии, где ПРАКТИЧЕСКИ это осуществлялось когда-либо.
Ну это распространенное видение с точки зрения социального ракурса. Когда говорится о религиозной организации, то понятно, что она в виду своей социальной же природы не может не учитывать социальной конъюнктуры. Но религиозная организация и религиозное вероучение - вещи и близкие, но не тождественные. Хотя в социальном смысле, соглащусь, данная разница в большинстве не существенна. Но так многие религиозные теории направлены первично на индивида. Поэтому если смотреть изнутри религии, все нормально.oldsatana писал(а):С другой стороны, с позиций имморализма, с которых что религиозная, что светская мораль - не далеко уходят друг от друга, в обоих случаях являясь именно моралью, вот той внешней структурой, - видно, что именно светская мораль и адресуется к "интересам большинства". Религиозной, по идее, стоило бы исходить из интересов самой сути религиозных идей, а не интересов группы. Но в религиозной это действительно, со временем исчезает (и это касается всех систем), и она становится "светской" - только с использованием в своих максимах ссылок и истолкований на внечеловеческие, внесоциальные ценности, как обоснование, подкрепление своих светских.
Что значит "отрицать"?Yatagan писал(а):Не могу понять только, чего вы вдруг начали так рьяно отрицать теорию.
Теория обосновывает перспективу, из которой производится эта, а не другая интерпретация. Та или иная теория при этом выбирается как инструмент той или иной ценностной ориентации.Yatagan писал(а):Т. е. то, чем будет для нас любая практика определяет теория. Или другими словами мы имеем дело не столько с фактом, сколько с его интерпретацией.
Демонстрация здесь:oldsatana писал(а):Кроме того, происходит адаптация содержимого религиозной и светской морали. Христианство СЕГОДНЯ инквизицию, например, осуждает Адаптация, как правило, происходит даже не путем ЗАМЕНЫ максим, а путем изменения истолкования их содержания.
oldsatana писал(а):Дело в том, что там, где нечто не запрещено, то и "оправдываться", и изобретать всевозможные "оправдательные" схемы, как это происходит в моральном сознании как таковом, - и не требуется. Так само, как и "приписывать" себе мотивацию и действия, которые не твои, но которые внешне выдвигаются как те, что "должны быть". Это незачем, человек имеет возможность с ясностью отдавать себе отчет о том, ЧТО он делает.
Таки спорное это утверждениеoldsatana писал(а):таки практика определяет теорию
Хотите сказать, что все ценности самоочевидны и даны нам "от природы", а вовсе не вырабатываются в культурноой среде?oldsatana писал(а):Представление О ценностях - теория.
Ценности - нет. Ценностная ориентация - нет.
Деятельность производится таки исходя из ценностей, а не представлений о природе ценностей, о ценностях.
Если бы ценности являлись самоочевидными, то в любых культурах они бы были одинаковы. Но этого нема, даже с теми ценностями ,что относятся к тем или иным биологическим аспектам, не говоря уже о боллее абстрактных ценностях. И ценность - прежде всего понятие - вот что очевидно Разумеется, можно сказать, что и в культуре, где предположим не сформировалась концепция ценностей, однако, ее представители что-то ценят. Тем не менее, обращаясь к примерам из истории, мы видим, что лишь актуализация в культурном дискурсе, ввод в понятийную сферу делает что угодно, в том числе и ценности существенными.oldsatana писал(а):Нет, не хочу.
Культурная среда для вас - такая же природа.
Ценности, конечно, самоочевидны. Они возникают в результате ценения их, а не ценение их - в результате наличия ценности. Они переживаются. Если НЕ самоочевидны, а принимаются исходя из неких следований неким схемам долженствования, после объяснений и указаний, то это потому, что самоочевидной ценностью в данном случае является соответствие этой схеме долженствования. Принимаемое благодаря этой ценности - уже не первично в такой иерархии, не самоценно для вас, и есть средством обладания вот этой, самоочевидной для вас ценностью.
Да нет, это не имеет никакого отношения к моей логике, поскольку люди вовсе не одинаковы. Типажи - и одинаковость - это не одно и то же.Yatagan писал(а):А если следовать логике ваших рассуждения, то всюду должна существовать одинаковая культура, ведь люди везде одинаковы, но на деле очевидно наблюдается разнообразие культур.
Сейчас этот раздел просматривают: 21 гость