У меня трое детей, и опыт их воспитания накопился интересный.
В молодости я увлекался экспериментами, новыми системами воспитания.
Со старшей дочерью я решил поэкспериментировать в плане развития способностей к языкам. Исходил я из того, что родной язык мы воспринимаем легко, как бы автоматически, в первый год-два жизни, просто слушая разговоры и общаясь с родителями. А если родители говорят на нескольких языках, то и дети также автоматически (!) будут знать несколько языков.
Позднее я узнал, что действительно, психологи считают период 0-3 года ключевым в развитии ребенка, когда закладываются его способности.
Или, точнее, согласно ДК, в этот период наиболее легко
проявляется то, что было заложено Творцом.
Сказано-сделано.
Магнитофона у меня не было, и я ей просто читал "живьем" книжки на английском, в основном, сказки:
" Once upon a time ..."
Или включал пластинки с курсами английского.
Ну и русскому, конечно, тоже учил. С 1.5-2 лет везде развесил азбуки, сначала русские, потом и английские, кубики всякие, буквари, раскраски т. д. Книжки читал, на ночь сказки всякие, иногда сам сочинял. Если забывал. Все с опережением, на перспективу. Ребенок едва ходить научился, а ему уже буквы везде попадаются.
В результате, читать мы научились в 4 года и к 5 годам девчушечка уже читала про себя и вслух довольно бегло, иногда запоем.
Английским тоже продолжали заниматься, но менее интенсивно, т.к. я где-то прочитал, что японские исследователи показали опасность раннего изучения иностранных языков из-за уменьшения способности к абстрагированию.
Так продолжалось до 6 лет. Эксперимент свой я прекратил (развод, новая семья, работа), но контакта с дочерью не терял.
В школе она училась отлично. И затем поступила ... куда?
Ну конечно, на филологический факультет университета! И прекрасно его закончила. Кстати, ни у меня, ни у первой жены особых способностей к языкам не было. До сих пор английский знаю на уровне перевода.
Средним сыном, во втором браке, я занимался меньше, было трудное время, летом ездил на заработки, зимой работал в институте, до поздна. Его отдавали в ясли, д.сад. А там какое воспитание - стандарт, да еще болел часто.
Младшего решили не отдавать из дома никуда, а работать по сменам. Я сидел с ним с утра. Воспитывал почти также, как ранее дочь, но с меньшей интенсивностью. Больше упор делал на физические занятия. Много гуляли на улице. Он спит в коляске, а я где нибудь на травке зарядку делаю (Амосовскую, 10 упр. по 100 раз), зимой - прыжки.
Пацан спит по 2 часа, холодно, так я, для согревания довел количество прыжков до 10 000!
В 10 мес. он пошел, в 1.5-2 года отказался от всяких колясок, в сад-огород ходил сам, а это 2 км от остановки. Во время прогулок мы с ним играли во всякие игры, с его и моими друзьями-мальчишками, в основном, с мячом, в прятки, в вышибала, бегали на перегонки. В 4 года мы сыграли свой первый футбольный матч. Он победил со счетом 41:40!
Сейчас ему 11 лет, он занимается в ДЮСШ футболом, увлекается спортивным ориентированием (грамотами обклеил уже всю стену), бегом на лыжах и волейболом. И все без малейшего принуждения с моей стороны. Смотрит все спортивные передачи, знает все о спорте.
С русским языком, правда, похуже. Мало читает, пишет с ошибками.
Зато увлекается математикой.
В чем причина проявления этого эффекта влияния на развития способностей детей, я не совсем понимаю. Личный пример, или какие-то мыслеобразы? Полевой генотип? Но влияние было несомненно, хотя и не всегда осознанно. Такое ощущение, из них можно "вылепить" все, что угодно.
Даже немного жутко становится. Задним числом.
Насчет "скорлупы" внутреннего мира и игр с детьми.
Я всегда старался с ними играть на полном серьезе , не притворяясь ребенком, а просто проживать с ними все ситуации, реально. Давал им ошибаться, переживать поражения, страдать. И выигрывать, если заслужили.
Кстати, сам увлекся футболом, бегаю с ними по 2-3 часа, с полной выкладкой, эмоциональной и физической. Ну, и заодно, отрабатываем ситуации человеческих отношений. Учимся вовремя
отдать пас, или взять игру на себя, не завидовать успеху портнера, не обижаться на противника, терпеть боль, неудачи, работать на команду и т.д. Эмоций и ситуаций - море!
Игры - это, действительно, живая модель жизни.
В них человек раскрывается и в тоже время, происходит его становление.