Ликбез про космические потуги Илона Маска и его Фальконы

Список разделов Главное О жизни России и общества

Описание: О политике в России и в мире, о новшествах и происшествиях, влияющих на жизнь общества.

#1 rita123 » Вс, 31 января 2016, 3:01

Судя по реакции публики, накопилась изрядная масса мифов насчет успехов американской частной космонавтики, всех этих вертикальных приземлений и прочих прорывов. Попробую развеять на пальцах те, что мне встретились.


Миф №1. Вертикальная посадка ракеты - это то, что никто не делал, это технический прорыв!

Нет, все это просто комбинация давно известных и отработанных еще в 60-х, 70-х годах технологий.
Раньше ступени так обратно не приземляли, потому что это никому не было нужно ввиду явной технической бредовости затеи.
Как в том анекдоте про неуловимого ковбоя Джо.

В приципе похожий процесс например происходил при посадках на Луну, но эта аналогия почему-то не производит впечатления на обывателей - они говорят "одно дело компактная фиговинка, а тут такая башня на огне балансирует!"

Ладно, рассмотрим башни.

Весь процесс возрващения ступени после разделения ракеты можно разбить на три этапа.

Начнем с последнего, самого видимо эффектного и поражающего воображение технически безграмотной публики.

Я скажу удивительную вещь для кого-то, но вертикальная посадка ракеты это с точки зрения механики практически то же самое что и взлет. Задействуются абсолютно те же механизмы, силы и приборы, ровно в том же режиме. Взлетаете вы или садитесь - у вас есть все те же две силы - тяга двигателя и сила тяжести. При замедлении/ускорении к силе тяжести просто добавляется сила инерции. Все.

Когда ракета взлетает - она ведет себя и балансирует точно так же, как если бы она садилась.

Но что забавно:
взлет ракет почему-то никак не поражает обывателей. Привыкли уже.
russkaya-raketa-darya-klishina_24

А точно такой же процесс, но в обратном порядке у всех вызывает массу восторга и верещания про революцию в космонавтике.

На всякий случай добавлю, что ступень даже проще стабилизировать - она же почти пустая, значит центр тяжести ниже чем у стартующей ракеты.

Следующий этап - управляемый полет в атмосфере по околобаллистической траектории к месту посадки - это опять собссно ровно то, что делают боевые ракеты. Так же или гораздо круче летают все современные зенитные, авиационные ракеты.
Примерно так умели делать, пардон, еще фашистские Фау-2.
Опять разница лишь в том что те разгоняются, а эта тормозит, что с точки зрения физики процесса ничего не меняет.

Самый "сложный" на самом деле - этап возврата ступени в плотные слои атмосферы. Нужно защищать баки от перегрева, ступень должна выдерживать поперечные перегрузки. Но это тоже давно решенные задачи, дело техники. Боковые ускорители Шаттлов такое делали при возврате (потом они приводнялись на парашютах), космические корабли вон, вообще выдерживают тысячи градусов при входе в атомсферу.

Почему же столько аварий при посадке у Фалькона? А дело в том, что Маск очевидно пытается посадить ступень при минимальных затратах топлива на стабилизацию ступени перед посадкой. Отсюда возникает лотерея с ветром, с точностью попадания - но это искусственно созданная техническая сложность. Она создается из-за того, что сам метод ракетного возврата ступени сильно бьет по выводимой полезной нагрузке на орбиту, вот и пытаются экономить "посадочное" топливо.

Миф №2. Пусть пока не получается - это нормально, Маск создает новые технологии, целую новую отрасль: многоразовые движки и т.д.!

Нет, Маск не создал вообще ничего нового, в том и дело.
Он банально воспроизводит, повторяет старые наработки 60-70-х годов. Многоразовые движки были отработаны и в СССР, и в США еше в 70-х. Шаттл летал с многоразовыми движками.

Хуже того - ЖРД "Мерлин", который стоит на Фальконе - имеет довольно средние характеристики.
Он относительно маломощный и примитивный, его удельный импульс (282 с) существенно ниже, чем например у нашего РД-180 (311 с) .
А удельный импульс это главная характеристика ракетного двигателя, показывающая насколько эффективно тот преобразует энергию топлива в тяговый импульс.
Дросселирование (управление тягой) для Мерлина было скопипизжено аж с лунного движка.
Космический корабль "Драгон" - это просто перепевка древнего "Аполлона" со всеми его недостатками и своими еще впридачу.
Он такой же одноразовый, садится в море да еще и не имеет стыковочного узла.

При всем при этом Маск получает с НАСА просто огромные суммы за запуски, под пустые обещания что когда-то в будущем он все радикально удешевит. Наверное. Когда-нибудь. Если НАСА захочет.

Миф 3. Еще рано считать стоимость запусков Фалькона - это стадия разработки, экспериментов

Да неужели? Фалькон-9 первый раз полетел в 2010-ом. С тех пор он запускался уже больше 20 раз.
Время первых экспериментальных запусков давно прошло - и к слову оно было частично оплачено НАСА.
Маск получил на разработку Фалькона грант на 400 млн по программе СОТS.

В рамках этой программы Фалькон-9 сделал два демонстрационных полета (в 2010-ом и 2012-ом) и был допущен уже к штатному снабжению МКС по программе CRS. Первый полет по этой программе стоимостью 1.6 млрд состоялся в 2012-ом году.
Все, с тех пор на МКС уже 4 года летают серийные Фальконы с несущественными модификациями, которые очевидно не требуют специальных испытаний/сертификации. И по непонятной причине эти полеты обходятся НАСА намного дороже, чем запуски Шаттлов в свое время, если считать с учетом массы доставленных грузов.

Миф 4. Маск хоть что-то делает новое, а сраная рашка ничего и только завидует

То есть построить полноценный космодром, разработать и успешно запустить новые ракеты легкого и тяжелого класса - это называется ничего? Вообще можно долго перечислять, проще хотя бы Вики посмотреть.

http://gosh100.livejournal.com/173209.html
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев


Re: Ликбез про космические потуги Илона Маска и его Фальконы

#3 rita123 » Вс, 31 января 2016, 3:02

не знаю, я не спец, но Латынина раньше постоянно восторженно верещала из-за него
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Ликбез про космические потуги Илона Маска и его Фальконы

#4 lucky » Вс, 31 января 2016, 6:06

В США успешно запущена и возвращена на землю "многоразовая ракета"

Пока российские космические предприятия задыхаются в кризисе, на Западе разворачивается гонка разработчиков многоразовых ракет
США Аэрокосмическая компания Blue Origin объявила о запуске и успешном приземлении суборбитальной ракеты New Shepard. Ракета-носитель достигла высотной отметки почти в 101 километр 700 метров. Затем многоразовая ступень ракеты вместе с испытываемой капсулоРанее в январе другой частной космической компании SpaceX не удалось осуществить управляемый спуск ракеты-носителя и сохранить ее для последующего использования. При посадке на специальную морскую платфору надломилась одна из опорных ног ракеты "Фалькон-9". Ракета рухнула на платформу и взорвалась.

Ракеты New Shepard, создаваемые компанией Blue Origin, поднимаются на меньшую высоту и летят с меньшей скоростью, чем ракеты конкурента. Компания SpaceX занимается поставкой грузов на МКС, кроме испытаний многоразоваых первых ступеней ракет-носителей и будущих кораблей, она осуществляет рабочие коммерческие полеты в космос.й начала опускаться и успешно приземлились. Как сообщает Би-би-си, ракете предстоит подготовка к новому запуску.

Компании Blue Origin, таким образом, удалось создать первую коммерческую вертикальную ракету, которая запущена в космос во второй раз. Ее первое успешное испытание было проведено в ноябре прошлого года.

http://www.svoboda.org/content/article/27506210.html

phpBB [media]
lucky M
Аватара
Откуда: New York
Сообщения: 9973
Темы: 169
Зарегистрирован: Сб, 2 апреля 2005
С нами: 18 лет 11 месяцев

Re: Ликбез про космические потуги Илона Маска и его Фальконы

#5 Папа_Карло » Вс, 31 января 2016, 16:58

наш посадочный модуль на луну садился примерно так же, просто все это забыли.

Добавлено спустя 14 минут 37 секунд:
rita123 писал(а):не знаю, я не спец, но Латынина раньше постоянно восторженно верещала из-за него

да амеры просто пилят деньги, нормальный процесс.
Папа_Карло
Модератор
Аватара
Сообщения: 27502
Темы: 77
Зарегистрирован: Пн, 5 марта 2007
С нами: 17 лет

Re: Ликбез про космические потуги Илона Маска и его Фальконы

#6 lucky » Вс, 31 января 2016, 23:58

Папа_Карло писал(а):да амеры просто пилят деньги, нормальный процесс.
хоть понимаешь о чем говоришь? похоже не очень. тоже самое можешь прочитать по русски, что это частные компании

Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) is an American aerospace manufacturer and space transport services company with its headquarters in Hawthorne, California, USA. It was founded in 2002 by former PayPal entrepreneur and Tesla Motors CEO Elon Musk with the goal of creating the technologies to reduce space transportation costs and enable the colonization of Mars. It has developed the Falcon 1 and Falcon 9 launch vehicles, both of which were designed from conception to eventually become reusable, and the Dragon spacecraft which is flown into orbit by the Falcon 9 launch vehicle to supply the International Space Station (ISS) with cargo. A manned version of Dragon is in development.

Blue Origin is an American privately-funded aerospace developer and manufacturer set up by Amazon.com founder Jeff Bezos. The company is developing technologies to enable private human access to space with the goal of dramatically lower cost and increased reliability. It is employing an incremental approach from suborbital to orbital flight, with each developmental step building on its prior work. The company motto is "Gradatim Ferociter", Latin for "Step-by-Step, Ferociously" or literally "Gradually Ferocious". Blue Origin is developing a variety of technologies, with a focus on rocket-powered Vertical Takeoff and Vertical Landing (VTVL) vehicles for access to suborbital and orbital space.[1] The company's name refers to the blue planet, Earth, as the point of origin.
lucky M
Аватара
Откуда: New York
Сообщения: 9973
Темы: 169
Зарегистрирован: Сб, 2 апреля 2005
С нами: 18 лет 11 месяцев

Re: Ликбез про космические потуги Илона Маска и его Фальконы

#7 Bad Company » Пн, 1 февраля 2016, 14:07

rita123 писал(а):накопилась изрядная масса мифов насчет успехов американской частной космонавтики,

Итак, статья предлагает нам ознакомиться с мифами об успехах частной космонавтики. А точнее с их развенчанием. Внимание, смотрим сами мифы об успехах.

rita123 писал(а):Миф №1. Вертикальная посадка ракеты - это то, что никто не делал, это технический прорыв!

Напомню. Миф об успехе. Миф.
Есть ли Илона Маск вертикальная посадка? Есть.
В чем собственно миф?

Дальше веселее.

rita123 писал(а):Миф №2. Пусть пока не получается - это нормально,

Напоминаю. Это мифы о мать его успехах.
Итак второй миф, что пока что-то не получается и это нормально. Успех развенчан. :facepalm:

rita123 писал(а):Еще рано считать стоимость запусков Фалькона - это стадия разработки, экспериментов

Если кто забыл, это снова миф о успехе. Вполне естественное нежелание раньше срока запуска в коммерческую эксплуатацию оценивать себестоимость, это успех.
И еще один развенчанный миф.

rita123 писал(а):Маск хоть что-то делает новое, а сраная рашка ничего и только завидует

Ну что тут сказать. Возможно с позиции великорусского шовинизма, зависть сраной рашки вполне себе можно отнести к успеху. И к мифу. Да, да, мы все еще говорим о мифах об успехе. Ведь именно для этого вся эта частная Илона Маск и задумывалась. Что бы у сраной рашки порвались от зависти пуканы. Но при чем тут вообще к Илоне Маск Россия??!!!! Как это вообще связанно?!!!

Ну а теперь разберем первый и единственный миф, о якобы успехе подробнее.

rita123 писал(а):В приципе похожий процесс например происходил при посадках на Луну, но эта аналогия почему-то не производит впечатления на обывателей

Быть может потому, что даже обывателям известно, что луна имеет в 6 раз меньшую гравитацию и не имеет атмосферы вообще?

rita123 писал(а):Я скажу удивительную вещь для кого-то, но вертикальная посадка ракеты это с точки зрения механики практически то же самое что и взлет.

Скажу вещь еще более удивительную - даже с точки зрения механики, это разные процессы. Не говоря уже об аэродинамике. Разнонаправленные векторы скорости, ускорений, силы тяжести, различное с точки зрения направления движения расположение центра тяжести, и двигателей, различные точки приложения сил.
И снова напомню про аэродинамику. Достаточно из бумаги сложить самолетик, запустить его и он полетит. Потом запустить его задам наперед, и убедиться, утверждение о том что якобы один и тот же процесс задом наперед работает практически так же само, не отвечает действительности.

rita123 писал(а):Задействуются абсолютно те же механизмы, силы и приборы, ровно в том же режиме. Взлетаете вы или садитесь - у вас есть все те же две силы - тяга двигателя и сила тяжести.

:facepalm:
Циолковский, в гробу не то что перевернулся, а стал притворятся ротором, с устойчивой скорость вращения.

rita123 писал(а):Когда ракета взлетает - она ведет себя и балансирует точно так же, как если бы она садилась.

Нет. Не точно так же.

rita123 писал(а):Но что забавно:
взлет ракет почему-то никак не поражает обывателей.

К обывателям постоянно относятся как к какомуто быдлу, они должны всему поражаться. А то, что каждое утро восходит солнце не поражает автора статьи? Привык уже небось?

rita123 писал(а):Примерно так умели делать, пардон, еще фашистские Фау-2.

Я предполагал, что без фашистов не обойдется. Америка, сраная рашка, фашисты.

rita123 писал(а):Отсюда возникает лотерея с ветром, с точностью попадания

А как же всего две гребанные силы?!

rita123 писал(а):вот и пытаются экономить "посадочное" топливо.

Да, нехорошие люди, однозначно. Посмели экономить.
Bad Company
Аватара
Сообщения: 1805
Темы: 10
Зарегистрирован: Сб, 11 октября 2014
С нами: 9 лет 5 месяцев

Re: Ликбез про космические потуги Илона Маска и его Фальконы

#8 Bad Company » Пн, 1 февраля 2016, 14:16

Папа_Карло писал(а):да просто пилят деньги, нормальный процесс.

Угадай страну по менталитету :-D

Папа_Карло писал(а):наш посадочный модуль на луну садился примерно так же, просто все это забыли.

Ну ладно, что на луне нет атмосферы и гравитация там в разы ласковее. Забудем. К чему все эти тонкости. Фигня все это.
Пусть. Пусть советский союз когдато обладал мегавафлей в виде вертикальной посадки космического модуля. Все. Абсолютно. Это раз и навсегда перечеркивает все достижения америкосовской космонавтики. Как НАСА так и частной.
И да. Российского ВПК тоже не существует. Ведь это еще китайцы каких-то 10-12 столетий назад изобрели порох. Это так. К хорошим новостям.
Bad Company
Аватара
Сообщения: 1805
Темы: 10
Зарегистрирован: Сб, 11 октября 2014
С нами: 9 лет 5 месяцев


Вернуться в О жизни России и общества

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 16 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php