Имеет ли вообще смысл подбивать русские ценности к западным, и наоборот? Проекция своих национальных понятий на Европу, так же рождает недоумение, как и немецкая потребность весь мир превратить в немецкий порядок.
Давайте вспомним о том, что СССР, как и весь социалистический лагерь, предписывал, как жить своему народу. Какими принципами всем руководствоваться. Причем, во многом они были искусственными и абсолютно нежизненными. Но этот кодекс так прочно въелся в головы, так проник в плоть и кровь, что его исповедание ожидается буквально от всего мира. А если нет,- то начинается разглагольствование про загнивание и разрушение духовности.
На Западе вопрос духовных ценностей решается каждым человеком в отдельности и государство открытым и примитивным навязыванием и воспитанием не занимается. Свобода выбора - вот главная фишка Запада. Хочешь быть нравственным - будь. Хочешь быть безнравственным - будь. К тебе от этого не станут относиться хуже. Но до тех пор, пока не нарушаешь закон. Неправильно, кстати, говорить про "разврат" Запада. Это чисто русское понятие. Национальное. Здесь такого слова даже нет. Ни слова, ни понятия, в том смысле, в котором мы, русские, понимаем это явление. Означает ли это, что на Западе произошло обрушение ценностей? Вовсе нет. Они были и есть, но другие. Поэтому крайне беспомощно выглядят обвинения Запада в бездуховности. На Западе каждый человек исповедует свой выбор, человек сам должен знать, как ему жить. Единственное, что у него должно быть - это наработанный механизм сопротивления соблазну, чего, как мне кажется, русским не хватает. Брешь в российской культуре, на мой взгляд - это прежде всего неумение обуздывать себя.
А между тем, возвращаясь к моральным ценностям, скажу, что на Западе достаточно людей в окружении которых нет знакомых геев (как же не упомянуть такой злободневный предмет дискуссий!), достаточно и тех, которые ни разу в своей жизни не были на лав-параде и даже вблизи его не видели. Но при этом они не будут митинговать про то, что государство не заботится о морали и нравственности, они заботятся о ней сами в своем тесном кругу, а не во всем мире.
Я считаю, у многих пост-советских людей глубоко заложена идея паразитарности на государстве. Они постоянно на него кивают. Государство должно то, государство должно это... привыкли, что с одной стороны государство отвечает за все, а с другой - не довольны его диктатом. С одной стороны защищены, с другой - подавлены в развитии. Модель "родитель - подросток". На Западе по-другому. Народ - "взрослый человек", который сотрудничает с государством. И он в основном понимает, что терпимое отношение к сексменьшинствам - это мера правительства, направленная на превентивное погашение очагов недовольств. Потому как если очагов недовольств в стране много, такую страну легко будоражить.