Многие государственные проекты носили сугубо конъюнктурный характер, указывают экономисты. Уже хрестоматийный пример конъюнктурности – официальный сайт нацпроектов, который последний раз обновлялся в 2009 году. Другой пример – неясные перспективы «Сколково». «К началу 2012 года достигнуты «организационно-строительные успехи» в создании центра иннноваций», – заключает ФБК. А что будет с проектом в будущем – не знают, похоже, и сами инициаторы. Так, главный аналитик компании «МК-аналитика» Олег Буклемишев сослался на мнение одного правительственного чиновника, который сказал, что даже если из «Сколково» не получится наукоград, то это будет хотя бы хороший девелоперский проект. Другой пример – инициатива властей по выведению из состава директоров госкомпаний министров и замминистров. «И кто заменил ушедших министров и их замов? Начальники департаментов, ветераны спецслужб, причем не только российских, и еще какие-то люди, о которых вообще невозможно что-либо сказать», – отмечает Буклемишев.
Экс-глава Центробанка, ныне председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин указал на отсутствие четких программ действий, в которых были бы прописаны конкретные шаги. Есть стратегии и сценарии, но как только дело доходит до реализации – начинаются проблемы. Дубинин привел в пример ситуацию с иностранными инвестициями. Все хотят их привлечь, но странно ожидать от иностранцев заинтересованности в российском рынке тогда, когда ее нет даже у российских инвесторов, уходящих в офшоры. И это уже не экономическая проблема, а политическая, и она требует политических решений – повышения прозрачности, обеспечения юридических, социальных и политических гарантий частной собственности. О полной дезориентации в экономическом блоке правительства говорит и советник Института современного развития Никита Масленников: «Буквально через несколько месяцев мы можем оказаться в ситуации 91-го года. Не с точки зрения экономической разрухи и коллапса, а с точки зрения того, что надо будет наконец-то делать реформы, но как, почему и кто их должен делать – всем до сих пор непонятно».
Исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова рассказала о растущей зависимости населения и экономики от бюджетных источников. «Если в 2006–2007 годах около 20% доходов населения составляли выплаты из бюджета в виде пенсий, пособий, зарплат бюджетников, то в кризис их доля выросла уже до 30%. Тенденция роста сохраняется и сейчас. Растет доля людей, занятых в госкорпорациях, в компаниях, которые обеспечивают госзакупки», – поясняет Акиндинова. Одновременно и в частном секторе усиливается зависимость от бюджета. Во время кризиса предприятия стали ориентироваться на тесное сотрудничество с государством. Выросла доля субсидий предприятиям. И эта зависимость от бюджетных поступлений до сих пор никуда не делась. Как итог – растущая монополизация. Низкой эффективностью начинает характеризоваться уже не только госсектор, но и рыночные предприятия.
Итоги правления Медведева–Путина глазами экономистов Качественные результаты, достижение заявленных целей Достижения за 2008–2012 годы
Модернизация и технологическое обновление
Значимые результаты отсутствуют Борьба с коррупцией
Цели не достигнуты Увеличение инвестиций в инфраструктуру Доля расходов на национальную экономику сокращается
Создание международного финансового центра (МФЦ)
В мировом рейтинге МФЦ Москва опустилась с 61-го на 65-е место Усиление рубля в международных расчетах
Незначительный прогресс Оптимальные размеры госсектора к 2012 году
Масштабная приватизация госсектора не начиналась Положение в международных рейтингах Изменения с 2008 по 2012 год
Место в рейтинге конкурентоспособности (World Economic Forum)
Понизилось с 51-го до 66-го места
Место в рейтинге по условиям ведения бизнеса (World Bank)
Понизилось со 112-го до 123-го места
Место в рейтинге по уровню развития человеческого потенциала (ООН)
Понизилось с 63-го до 66-го
http://www.ng.ru/economics/2012-04-18/4_91god.html