#14 муслим » Ср, 23 ноября 2011, 10:05
А споры выглядят так:
Споры и пререкания
Ислам запрещает вести споры и пререкания по
скольку суть спора в том, чтобы противоречить собе
седнику, пытаться уличить его в ошибках, выискивать
недостатки в рассуждениях, придавать его словам
смысл, которого тот не имел в виду, и приписывать ему
слова, которых он не произносил.
Причины же, побуждающие к спору, происходят от
желания продемонстрировать свои знания и свое пре
восходство; и наоборот, выставить напоказ недостатки
и слабости собеседника. Обе эти причины являются
тайным пороком нафса.
Одним из распространенных видов спора является
хусумат. Это спор о том, что та или иная вещь по праву
должна принадлежать тебе; или желание во что бы то
ни стало отстоять свои права. Но, по сути, этот спор
сводится к тому, чтобы любым способом разозлить,
сломить противника. И если ты сможешь потом полу
чив то, что принадлежит тебе по праву, с легкостью вы
бросить это, то это самый осуждаемый из споров. При
зывая верующих оставить споры, Пророк сказал:
"Тому, кто решит оставить спор, будучи правым, по
строят дом на самом высоком месте в Раю; а тому,
кто оставит спор, будучи неправым, построят дом в
окрестностях Рая" (Ибн АбуДунья). Также в хадисе го
ворится: "Не собьется с пути истины народ до тех пор, пока не
начнет спорить" (Тирмизи).
В другом хадисе говорится: "Не достигнет раб
Божий совершенства в вере, пока не оставит споры,
даже если он будет прав" (Ибн АбиДунья). Малик ибн
Анас сказал: "Нет в этих спорах ничего от веры. Спор
ожесточает сердце и вызывает ненависть". Правед
ный халиф Умар сказал: "Не стоит приобретать
знания ради трех вещей: чтобы использовать их в
спорах, чтобы гордиться ими и выставлять их напо
каз. Но также не оставляйте стремление к знаниям
изза трех вещей: изза того, что стыдитесь искать их,
что пренебрегаете ими или отдаете предпочтение не
вежеству перед знанием".
Но если тот, с кем поступают несправедливо, всту
пает в спор, соблюдая рамки шариата, законным обра
зом, без излишнего упорства, без ненужных преувели
чений, и использует слова по мере необходимости и
без намерения унизить или опорочить соперника, то
такой спор запретным не является. Но все же и его же
лательно оставить, если можно найти какойлибо иной
выход.
Пререкания порицаются еще и потому, что ссора
вызывает неумеренный гнев. Между спорящими оста
ется одна только ненависть, причем такая, что впредь
каждый из них будет радоваться беде, несчастью дру
гого, и огорчаться, если у того будет все хорошо. Спо
рящий не способен сдержать свой язык; и необдуман
но бросает слова, затрагивающие честь другого. Тот,
кто первым начинает ссору или спор, нарушает запре
ты. И самое малое, что получит он в наказание, это ут
рата контроля над своими мыслями, так что даже во
время намаза его мысли будут заняты этим спором.
Споры возникают изначально оттого, что ктото пыта
ется утвердить свою справедливость, другой же начи
нает в ответ противоречить ему. Пророк Мухаммад
сказал: "Тот, кто будет спорить, не разобравшись на
чьей стороне истина, пребудет под гневом Аллаха, по
ка не оставит спор" (Ибн Аби Дунья). Абу Джафар ска
зал: "Остерегайтесь ссор, они сокрушают религию".
Еще он говорил, что набожный человек никогда не ста
нет ссориться.
Ты можешь спросить: как же человеку добиться то
го, что по праву принадлежит ему, как сможет он обли
чить притеснение с чьейлибо стороны по отношению
к нему, если нельзя спорить, требовать, доказывать?
Знай, что порицания заслуживает тот, кто вступает в
спор без знаний; или тот, кто оспаривает обман не по
закону; или, наконец, тот, кто спорит по закону, но тре
бует больше, чем ему положено, или намеренно вызы
вает вражду, нетерпимость, старается опорочить дру
гого в их споре. Это касается и того, кто использует
грубые и унизительные слова по отношению к против
нику, слова, которые не служат доказательством пра
воты и выявлением истины. Ссора – это начало всех
бед и всего дурного, и не следует открывать эту дверь,
разве что по крайней необходимости. А если такая не
обходимость и возникнет, следует сдерживать свой
язык и сердце от несправедливости и слепого упорства.
Патимат Гамзатова