КОЛХОЗНЫЙ СИЛОС
Каждый вечер перед закатом солнца вся ребятня нашего хутора вывозила четырёхколёсные тачанки со дворов и шла наверх через выгон к колхозным фермам воровать ночной корм для своих кормилиц-коровок. На детском фото деда Леонида 1950 года наверху просматриваются эти тогда ещё мазаные коровьи и телячьи бараки. Впоследствии, к концу 70-х, они разрослись в длину и параллельно сравнялись с длиной нашего хутора. Вширь вокруг ферм огородили летние загоны для телят. От сельской хуторской дороги вверх по выгону до ферм было метров 250-300.
Вечерние встречи на воровстве колхозного силоса для хуторских ребят как бы стали приобретать статус традиции. Там узнавались и муссировались последние новости в селе. Пожалуй, сравниться по «рангу» с вечерними кражами силоса с колхозных телячьих загонов могли только обеденные и вечерние встречи коров с пастбища. Но там «стревали», как говорили на местном наречии, коров хуторяне всех возрастов, от стАра до млада. И невеликой бедой считался невыход за суетой дел на встречу своей кормилицы, потому что, если корова немолодая и прожила у хозяев хотя бы полгода, она сама уверенно находила дорогу к родному двору. Подчас, забыв, что пришло время встречи коров с выпаса, мы часто об этом вспоминали только тогда, когда наша Зорька или позже Милка, приветственно мыча, уже сама открывала дворовые ворота своими рогами. С энтузиазмом я ждал и того дня, когда подходила наша очередь пасти коров. В этом дне мне нравилось всё: подъём до рассвета и встреча восхода солнца среди высоких трав, свист степных байбаков, которых немало было в наших краях, родниковая вода в жаркий полдень, и то, как наша Зорька (потом – Милка), сообразив, что сегодня она находится под присмотром своих хозяев, смелела и подходила к месту нашего привала, выпрашивая у людей, чтобы они почесали её бока специальной щёткой или угостили хлебом. И не дай Боже, это было главной задачей пастухов (!), чтобы стадо не добралось до клевера. В состав этого растения входят ядовитые глюкозиды, которые после реакции с водой вызывают вздутие желудка животных и смерть. Случись такая беда, нерадивые пастухи должны были возместить пострадавшим ущерб. Память и страшилки о таких случаях на селе передавались из уст в уста.
Колхозное начальство тогда уже сквозь пальцы смотрело на эти вечерние народные набеги на колхозные загоны. Каждый шофёр с уборочной возвращался домой, везя под брезентом в кузове своего грузовика прослойку зерна для домашней птицы. Комбайнёрам в этом смысле было сложнее, но и они заскакивали к себе домой по дороге на МТС на своём комбайне и оставляли мешочек-другой пшенички или овса. Ужасная поправка к Уголовному кодексу от 7 августа 1932 года об ужесточении наказаний за кражу госимущества к середине 60-х годов ослабила свой оскал и селяне беззаботно шутили: «Здесь всё вокруг колхозное - здесь всё вокруг моё». «Золотое» и благоприятное время для несунов в 70-х годах было и в городах: на стройках, заводах и фабриках. Тема несунов не сходила с полос советских газет и сатирических журналов, однако реально с этим явлением при Леониде Ильиче Брежневе, сыне курских крестьян, переехавших на промышленный Юг Малороссии в поисках лучшей судьбы, государство не спешило бороться. Видимо, добрый по своей натуре Леонид Ильич, зная о тяжёлой жизни рабочих и крестьян при Сталине и Хрущёве, такими своего рода неофициальными послаблениями решил компенсировать от государства те страдания, которые перенесли рабочие люди в 20-х – 50-х годах.
Но, подобно тому, как Византийская Империя перед падением в 1453 году погрязла в свои последние годы во лжи и воровстве, эпоха Леонида Ильича была таким же последним всплеском относительно счасливой жизни трудового народа в Советстком Союзе. Теперь каждый, кто вкратце знаком с Диагностикой кармы, может сказать, что излишняя халява развращает и является предвестником будущих несчастий.
И теперь, дискутирия с современными коммунистами на форумах, я просто не понимаю, какую модель Советской власти они хотят возродить. Если сталинскую, по их мнению, с обязательными расстрелами зарвавшихся чиновников и министров, то тогда надо возвращать и уголовные наказания для трудящихся за опоздания, не говоря уже за прогулы, когда за 5 минут опоздания на производстве давали 5 лет, а за украденную горсть зерна – 10. А если современные коммунисты хотят вернуть брежневскую модель госсобственности с мягким наказанием хищений, прогулов и пьянства для трудящихся, то почему тогда при этом взяточничество и казнокрадство должностных лиц должно наказываться расстрелами и большими сроками отдельно, как при Сталине? Конечно, были и при Брежневе суровые показательные приговоры должностным лицам, но эти лица были всё же хозяйтвенниками, директорами универмагов и заведующими складами, а не партноменклатурой, которая при Брежневе лишь приумножала свои сбережения.
Ещё современные коммунисты любят вспоминать правление Ю.В.Андропова с его девизом «Рыба гниёт с головы» и некоторыми громкими арестами, но никто не знает, проживи Юрий Владимирович подОльше, что получил бы простой народ от его наведений порядка и дисциплины. В его первые месяцы работники КГБ в дневное время уже проводили облавы в универмагах и кинотеатрах с выяснениями личностей, кто и где должен находиться сейчас по месту работы или учёбы. Что бы дало дальнейшее андроповское закручивание гаек с трудовой дисциплиной, когда надо было решать проблемы со сменой и переоборудованием технологий производства, - неизвестно. Антиалкогольный закон по идеям Андропова внедрял и Горбачёв и этот закон, надо признать, сохранил жизнь на несколько лет, многим советским алкоголикам. Но Горбачёв не смог справиться с «миной замедленного действия» - с административно-территориальным делением, проведенным большевиками в 1922 году. И ещё вопрос, смог бы эту проблему преодолеть любой другой коммунистический лидер, доживи он до эпохи демократизации, гласности и Интернета?
Сейчас у нас в области есть такие районы, где фермеры проблему хищения решили просто - скооперирировались и платят местному криминальному авторитету. Тот сколачивает на эти средства бригаду бандитов, которые рейдами с авто следят за полями во время созревания урожая. И если какой-нибудь бедолага из местных селян попадётся им в руки с украденными початками кукурузы или головками подсолнечника, то его ждёт или инвалидность или смерть, которая произойдёт после того, как ему на поле удалые мОлодцы отобьют внутренние органы.
Но тогда, в конце 70-х, всего этого мы с братом Павликом не знали. Мы беззаботно каждый вечер шли с ним к колхозному телячьему загону вверх, через выгон, нагружали из колхозных ясель 5-6 чувалов свежепахнущего силоса на тачанку и бодро везли их в свой хлев, где пересыпали этот корм уже в собственные коровьи ясли. Как правило, наша Милка с телёночком (а жвачное животное по своей природе должно что-то жевать всегда – и днём, и ночью) за ночь поедала все вечерние приношения, награждая нас каждое утро за это не одним ведёрком ароматного парного молока.
У колхозного загона мы часто встречались с соседними ребятами, с Сачком, с Косогоровым и его младшим братиком Лёшкой и другими неупомянутыми ранее лицами. Хотя, пожалуй, в завершении Сельских записей я назову и других наших соседей по хутору, ходивших тогда за силосом: вечно недовольный нытик Витюша, одноклассник Гришки; дрознящий всех подряд и убегающий Славик Грач, бывший года на 3 младше меня. Оба они как будто сейчас живы и здоровы и я желаю им долгих дней жизни.
Нагрузив четырёхколёсные тачанки до предела, мы часто играли с Павликом и другими ребятами там же, у колхозного загона, в квача, валяли друг друга в силосе, соревновались, чья гружёная тачанка доедет по накату вниз быстрее остальных и т.д. Надо было только иногда посматривать на дорогу, не видно ли приближающихся машин главного агронома или председателя. Впрочем, дорога на ближайшие километры по сторонам просматривалась хорошо, и, завидев подозрительное транспортное средство, мы пускали тачанки самокатом с горы по выгону и всегда, как правило, успевали преодолеть эти 250-300 метров до своих дворов, пока начальство подъезжало к ферме.
Но однажды так получилось, что главный агроном нашего колхоза, товарищ Ковалёв, выехал откуда-то из посадки неожиданно и мы не успели даже сгрузить набитые мешки с тачанки в ясли, присыпав их силосом (так иногда делалось, ибо какой спрос с ребёнка, пойманного с пустой тачанкой?). Я хорошо запомнил, что мы ещё пререкались с Павликом в момент нашего задержания по поводу того, грузить или нет на самую вершину горки из мешков на тачанке шестой мешок.
И вот уважаемый старший агроном колхоза Ковалёв останавливает нашу погрузку и зычным голосом спрашивает:
-Вы чьи дети?
Я, в принципе, выбрал верное решение в этой ситуации – молчать, как молчит Павлик. Павлик меня был года на 4 года старше, ему было лет 16, он местный и ему виднее. И по сему этот «допрос» - «Кто вас послал?», «Как часто вы воруете?» и т.п. – с игрой в молчанку длился минут 10-15.
Снизу, с околицы двора, за нашим задержанием наблюдал сам дядя Ваня, папа Павлика, и он немедленно отправился нас выручать.
Ковалёв лично дядю Ваню, конечно, знал. Дядя Ваня, напомню, работал в колхозе шофёром дальних перевозок на «Колхиде» и выпивал после смены тогда практически каждый день. До 1962 года, когда в нашем колхозе была председательская чехарда и почти через каждые полгода-год на общем собрании в клубе селяне назначали новых председателей, кто относительно дружил с головой. И дядя Ваня со своими десятью классами образования даже побыл года 2 председателем. (У остальных селян тогда за плечами и того не было - большинство закончило по 3-7 классов). И дядя Ваня мог бы в этой должности закрепиться навсегда, если бы не страсть к зелёному змию.
Дядя Ваня к тому времени несколько раз уже остограммливался и поэтому был особенно красноречив в разговоре с Ковалёвым. Он обратился к главному агроному как бы с позиции проходящего мимо селянина, который сам не имеет представления, чьи это могут быть дети.
- Товарищ Ковалёв, зря вы так с деточками малыми поступаете, зря. Я вот тоже держу, как и мать этих детей, коровку с телёночком, и мне не хватает тех лугов, которые выделил мне колхоз на прокорм скотины (а лугов между огородом и речкой Плотвичкой нам было выделено действительно мало – метров 30 на 30), и того покоса, что мне выделили в ярах. Я ещё сам кошУ в ярах, беру свою «Колхиду», чтоб сено вовремя прибрать и чтоб его дождём не прибило. А кАк накосят себе сена эти дети-сироты без отца? – при этом дядя Ваня погладил меня по голове.
В этом эпизоде дядя Ваня напомнил мне военнопленного русского мужика Андрея Соколова из любимого им фильма по рассказу Шолохова «Судьба человека» в сцене разговора с комендатом лагеря герром Мюллером «Я и после второго не закусываю». Сцена эта во все годы смотрится интересно – русский мужик лжёт чуждому для него начальству. Вот только дядя Ваня внешне напоминал не героя Бондарчука, а самого герра Мюллера. Тоже мне, нашли артиста на роль начальника концлагеря с характерным русским лицом (этот исполнитель роли Мюллера - Юрий Аверин похож на дядю Ваню).
Но Ковалёв был настойчив. В райотдел милиции он нас везти не собирался, но хотел выяснить, с кого из взрослых спросить за это хищение. Дядя Ваня продолжал заниматься демагогией.
В это время по близости за происходящим действом наблюдал на расстоянии метров двадцати ещё один наш сосед-хуторянин, долговязый мужичок лет 45, по прозвищу Кукушка. Он тоже приворовывал здесь же силос, но брал он скромно, без тачанки, по одному-два мешка за вечер, неся их на спине. Свои мешки пока суть да дело Кукушка выбросил и, когда Ковалёв понял, что он от дяди Вани ничего не добьётся, то обратился к Кукушке:
-А вы мне не скажите, чьи это дети?
И Кукушка с превеликим удовольствием, была в нём такая черта, прогибаться перед начальством, доложил:
-А это дети вот же, Ивана Григорьевича.
Всё логическое оправдание дяди Вани в нашу защиту рухнуло. Ковалёву стало всё ясно. Он попросил Кукушку погрузить нашу тачанку на кузов своего грузовичка-РАФика и обещал в ближайшие дни наказать дядю Ваню на трезвую голову. С тем и уехал. Но всё, по-моему обошлось и так. Только замечательная тачанка уплыла. Но сконструировали вроде новую и вылазки за колхозным силосом возобновились через пару дней.
Кукушка этот лет через 10 устроился сторожем в соседнем посёлке городского типа охранять колхозные склады. В горбачёвскую перестройку, когда пОлки магазинов опустели, к нему ночью наведалась на склад бригада местных освободившихся уголовников. Кукушка при том ограблении вместо того, чтобы сидеть тихо в будке, вступился за колхозное добро и бандиты ему, чтобы он никого не выдал (а преступников он, вероятно, знал), как в 20-е годы кулаки продразвёрсточникам, распороли живот и высыпали туда мешок крупы. Вот такая героическая смерть была у нашего соседа за колхозное добро.
На следующий год, когда я опять ехал в село с мамой и мы доехали до нашего райцентра, то на наше село в ближайшее время автобусов не было. Один встреченный знакомый сказал нам, что на автовокзале есть человек из нашего села, который как раз туда едет. Это был Ковалев на том же РАФике-грузовичке. Он довёз меня точь в точь до того места у колхозного загона, где в прошлом году поймал меня с Павликом. Его лицо было настолько серьёзно от важных колхозных дел, что по нему трудно было понять, узнал он меня или нет. Когда он высадил меня на том месте, - а дальше он не ехал, так как ему надо было на ферму, дать указания - ему показалось, что я растерялся и не знаю, где дом того дяди Вани, к которому я приехал. Он сказал:
-Мальчик, а дядя Ваня живёт во-он там внизу, видишь белый забор?
И я пошёл.
И вот ещё что важно. Уже лет 20, как я стараюсь совсем не употреблять в пищу говядину и телятину. Жаль очень мне этих умных животных.