От 8.03.2007
УЧИТЕЛЬНИЦА ХИМИИ
Она оставила один из самых ярких следов в душах тех, кто прошёл через её уроки. Её неординарные и экзальтированные поступки на всю жизнь запомнились всем её ученикам. Сутулая и маленького роста, с извечной нелепой накруткой бигуди на голове. Её тяжёлый обличающий взгляд держал в ужасе школьников все 45 минут её урока. На её уроке каждый думал лишь о том, чтобы не оказаться перед её испытующим оком на лобном месте, у доски, и отсидеться до конца урока без потрясений для своей персоны.
Пожалуй, к своему предмету она относилась творчески и для быстрого запоминания формул даже сочиняла занятные химические стишки. Вот кое-что из её опусов:
Подмигнув зелёным глазом,
Сера быстро стала газом.
Этот газ ты встретишь редко,
Он удушливый и едкий.
Загорелся всем на диво
Фосфор в колбочке красиво.
Получился - надо знать -
Ангидрид Р
2О
5.
На её уроках стояла мёртвая тишина. И на фоне этой тишины звучал её скрипучий, подкреплённый богатой мимикой, голос. Даже самые отъявленные бездельники и двоечники не решались у неё шалить и бросать т.о. ей вызов. Безусловно, это была учительская харизма, хоть и со знаком "минус". БОльшую часть своих уроков она посвящала не химии, а остранённым размышлениям вслух о том, чтО надо делать, чтобы не пропасть в жизни.
Она рассуждала о том, как важно будет нам в нашей взрослой жизни аргументированно отвечать на вопросы начальника или чиновника в ситуации, когда одна минута общения может решить твою судьбу. Когда тебя вынесет после этого разговора либо вверх и ты будешь успешен, либо вниз, и ты уйдёшь в небытие. Она вбивала нам в головы, как через годы мы будем укорять себя за то, что тогда, в тот важный миг, мы не проявили сообразительность и расчётливость и у нас от испуга было блокировано мышление. Она вдалбливала нам, как жалко мы будем что-то лепетать чиновнику или начальнику невпопад, вследствие чего наступит, о ужас, наше увольнение, или понижение зарплаты, или понижение по службе и т.п....
Обыкновенно в каждом классе была такая группка учеников, которая давно уже запустила все предметы, но на уроках вела себя спокойно и дисциплинированно. Учителя "в благодарность" за их примерное поведение не обращали на них внимания, никогда не опрашивали, а в конце четверти ставили "троечки". Но учительницу химии иногда такое положение дел, вероятно, раздражало. И она эпизодически разыгрывала сцены с опросом таких "тихих двоечников". Она просила их назвать элементарнейшую формулу, а когда те не отвечали, начинала свои обличающие монологи, которые вызывали неистовый хохот в классе:
-Такая-то такая-то (фамилия ученицы) - дура! дура! дура! - картинно удивлялась учительница этому неожиданному своему "открытию", разводя руками, качая головой и строя рожицы классу в такт своему напеву. - Ду-ура!.. ду-ура!..
Затурканное существо у доски, - "тихая двоечница", - от такого внимания к себе пугалось ещё больше, а химичка кружилась вокруг неё в импровизированной шаманской пляске, размахивала руками и напевала под весёлый хохот класса: "Дура ты... Ду-ура полная... Дура!.. Я таких дур, как ты, отродясь не видала!"
Однажды один шустрый парень из нашего класса, неформально увлекавшийся химическими экспериментами, полил живой цветок в кабинете химии серной кислотой. Цветок, естественно, завял, а учительница химии, проанализировав всех потенциальных "преступников", губителей её цветка, среди тех, кто изучал её предмет, пришла к выводу, что это мог только сделать наш неформально увлекавшийся химией одноклассник.
И вот, спустя неделю после полива цветка кислотой, у нас начался очередной урок химии:
-Здравствуйте, дети! Садитесь. Александр, вы зачем полили мой цветок кислотой?
-Людмила Павловна, это, вероятно, досадное недоразумение, - отреагировал находчивый химик-отличник, - вас кто-то ввёл в заблуждение. Я уверен, что скоро всё выяснится и моя невиновность подтвердится.
Наступило минутное молчание, которое прервал громкий бодрый возглас Людмилы Павловны:
-Молодец, Александр! Молодец! Знаешь, гад, как грамотно отпереться. Берите все, все с него пример! Я ни на миг не сомневаюсь, что это он мне напакостил, но посмотрите же, как уверенно он отбрехался. Такой человек и в жизни не пропадёт!
Спустя 10 лет, в перестроечные годы, мне попалась местная газета с фельетоном под названием "I щуку кинули у рiчку", где рассказывалось о том, как рейд из районо в нашей школе обнаружил в подсобке кабинета химии чуть ли не целый склад из дефицитных тогда консервов, коробок конфет, ящиков со спиртным. Во времена политических послаблений, сообщалось в рубрике "Прожектора перестройки", учительница химии одна из первых в качестве вознаграждения за свой труд внедрила в городе "передовой" для тех лет метод - в конце четверти она брала со всех своих учеников за положительную оценку обязательный продуктовый подарок. Районо отнеслось к ней, как к заслуженной учительнице, благожелательно, переведя её на работу после скандала в другую школу.
P.S. В конце 80-х я как-то встретил эту свою учительницу в ЖЭКе. Она тогда уже была старенькой и вряд ли вспомнила меня, т.к. через неё прошло много детей.
Навредивший ей Александр поставил себе с детства, как сын лётчика, конкретную цель - стать тоже лётчиком. Для осуществления своей мечты он активно занимался гимнастикой и был рекордсменом школы по отжиму на турнике и брусьях - что-то до 40 раз отжимался. Лётчиком он стал. Но вскоре спился и я его часто встречал потом в военной форме и навеселе.
Правительственная политика в 90-е годы не поддерживала боеспособность украинской авиации. Многие воздушные асы тогда, не получая лётной практики, обратились к Зелёному змию.