Инстинкт самосохранения.
/viewtopic.php?f=1&t=46348
В последнее время Сергей Николаевич очень много внимания уделяет инстинкту самосохранения. И выводит его, чуть ли не на первостепенные позиции во всех наших проблемах. Однако хоть цель обозначена, но методы её преодоления остаются неясны.
Для того, чтобы найти способы преодоления чего-нибудь, какой-нибудь проблемы для начала не мешало бы хорошенько понять – с чем имеешь дело.
Инстинкт самосохранения (далее ИС) – это как бы сбережение самого себя. И он – многоуровневый (как впрочем и всё, что с нами связано). Точно так же как сам человек состоит из тела, духа и души, точно так же и все его инстинкты проявляются в каждой из этих ипостасей.
На уровне тела ИС проявляется как сбережение тела, уберегание его от всевозможных опасностей, «борьба за жизнь» и т.п.
На уровне сознания ИС проявляется как отстаивание собственного мнения, собственных способностей (умственных), собственной правоты, собственной воли… как следствие самовознесение и отделение себя от других. Т.е. – сохранение своего сознательного я.
На уровне души ИС выглядит как индивидуализация чувств, ощущений. И в конечном счёте сохранение собственной индивидуальности, в высшем значении этого, как таковой. Т.е. – сохранение своего высшего «я» (акцентирую – «своего»).
Полностью согласен с мнением СНа в том, что на самых высших планах ИС и инстинкт продолжения рода (ИПР) сливаются воедино, и представляют собой единое целое. Скажем по личному опыту, по личным ощущениям, дети, потомки являются нашим неотъемлемым продолжением. Иной раз забота о них превышает заботу о себе самом. Каждое их достижение или разочарование рассматривается не редко даже ближе и сильней чем свои собственные…
Т.е. – ИПР как бы плавно перетекает в ИС, и где-то в самых тонких планах они соединяются, плавно перетекают один в другой и становятся по-сути – неразделимы.
Однако всё же главенствующим я бы поставил всё же инстинкт самосохранения, потому что забота о потомках всё равно превращается в защиту собственного «я», путь даже и проявленного в наших потомках.
Так как всё в конечном счёте сводится к сохранению и защите собственного «я», т.е. фактически собственной индивидуальности, то и механизм преодоления ИС кроется в отказе от своего собственного «я», т.е. – жертвовании его Богу. Конечно, полностью отказаться от собственного «я», от собственной индивидуальности, под силу лишь святым (брахманам и т.п.), да и то после многолетних тяжёлых целенаправленных духовных подвигов. Да и то, отказ/жертва не может быть абсолютной, ибо пока мы имеем тело и разум – это попросту невозможно… Однако настроить себя на готовность этого – вполне возможно. Ну, и частично попробовать пожертвовать своим «я» - тоже.