Виктор С, спасибо!
Очень интересно, но это нужно глубинно осмыслить и понять (мне).
А так, на вскидку...
Есть у меня одна тема, которую я уже года 3 никак не могу сформулировать, уложить и правильно изложить – «Уровни единства».
Прикосновение у ней произошло где-то летом 2008г. А суть её в том, что помимо духовного единства (которое зачастую воспринимается нами как нечто непонятное, как бы «предположение», что оно есть, «виртуал»), есть ещё более низшие и высшие уровни единства - душевное и физиологическое (вернее в этом виде только на уровне единства сознания)... И что единство - многоярусно, ну скажем - семья, единомышленники, коллеги-коллектив, город (населённый пункт), область, страна, цивилизация вцелом и т.д. - животным, растительным, каменным мирами и пр.)... И на всех этих уровнях существует не только «виртуальное», «предполагаемое» единство, но и реальное: единое сознание, способное мыслить как отдельно взятый индивидуум; единое духовное начало, способное чувствовать как отдельно взятый индивидуум. и т.д. Я предположительно назвал эти высшие создания - титанами, потому что кажется мне, что древние именно это и считали титанами.
Но, это я только в общих чертах иногда касаюсь этой темы, но ещё никак не могу полностью её описать.
А по вопросу «полного отказа от собственной индивидуальности»…
Дело всё в том, что это лишь первый шаг к обретению полного единства с Богом. (я как-то забыл упомянуть об этом, а вернее сам не осознавал единство этих тем до того как прочёл твой пост, а теперь вроде пазлы начинают складываться потихонечку).
В христианской традиции есть вот такое разделение на три уровня служения Господу:
Есть три состояния для христианина: раба, наемника и сына.
Раб соблюдает заповеди из страха наказания - это первая степень, ее необходимо пройти.
Наемник работает в надежде получить воздаяние, плату, в будущей жизни - это вторая степень, высшая первой, но еще несовершенная.
Третья степень - сына. Сын исполняет заповеди не потому что боится, или хочет чего-то получить, а потому что любит Отца. Это - высшая степень, мы все к этому призваны. Только путь к этому небыстрый – вся жизнь. Но даже если мы и не придем в эту меру здесь, на земле, но будем только стремиться к этому, работая в чине раба или наемника - монах Валаамской обители
рабское и наемническое состояния - этапы духовного роста - младенчество и отрочество.
Так вот – полный отказ от собственной индивидуальности (то, что описано в приведённой выше технологии) это – ступень раба. Раб не может любить господина… попросту не умеет. Раб делает из страха, или «потому что так приказано, так нужно». Он полностью зависим от воли Господина, и практически не имеет своей воли.
Для чего это нужно? Мы воспитаны в духе «развития собственной индивидуальности», собственной «личности», собственного «я». Нас этому испокон веков учит общество, родители и пр. И мы уже генетически так формируемся, с этой целью и этим направлением (имею ввиду как физически-сознательная сущность). И нам практически не понять – что же есть: Любовь к Богу, Единство с ним и со всем миром, и в тоже время – сохранение собственной индивидуальности… Мало это знать, мало это предполагать, мало думать, что ты так живёшь… всё это нужно чувствовать, ощущать ежесекундно… жить этим. А именно этого мы и не умеем.
По этому поводу есть очень показательная аналогия. Вот малыш впервые берёт в руки карандаш и пробует нарисовать кружочек. Но он не умеет. Получается какая-то зюзюка непонятная. Родитель берёт его ручёнку в свою руку и начинает выводить вместе с малышом кружки. Если малыш вначале не подчинится полностью руке родителя, а будут «проявлять» свою «способность», то кружок опять не получится – опять зюзюка. И только когда малыш отдаст свою ручку руке родителя, получится круг. Раз… два… три… повторения… У малыша начинают постепенно правильно работать мышцы рук, он привыкает к правильным движениям… тело его перенимает правильную манеру м последовательность движений… четыре… пять… И родитель постепенно ослабляет свою волю, и всё больше и больше даёт воли малышу… А потом и вовсе убирает свою руку… А малыш уже научился, у него уже сформировались правильные последовательности действий, правильные работы мышц и пр. И кружочки уже начинают быть кружочками без помощи родителя… А если малыш так и подчиниться воле родителя и так и будет «проявлять свою волю», то врядли он быстро научится.
Вот, мне кажется так же и в нашем вопросе. Чтобы научиться быть единым, прежде всего нужно полностью пожертвовать своей волей, отдать свою индивидуальность и отдаться Воле Божией. И Бог нас поведёт. А потом, когда постепенно-постепенно у нас сформируются правильные чувства, реакции, инстинкты, которые будут нацелены на поддержание любви к Богу и единства с Ним, а не (исключительно) на развитие собственной индивидуальности… Тогда и Бог будет попускать Свою Волю, давать нам всё больше и больше индивидуальности…
И именно тогда мы реально сможем начинать понимать – что же такое Любовь, как её ощущать, как её реально чувствовать, а не фантазировать «что чувствую её»… Ощущать полное единство и быть при этом индивидуальным.
Вот… примерно так.
Честно говоря я темы "Любви" не касаюсь, потому что очень слабо понимаю её, попросту не умею я Любить Бога. Раньше думал, что умею... потом пришло понимание - нет, не умею. О ней мало говорить... О ней мало знать... О ней мало иметь представление... её нужно просто чувствовать, ощущать. Иногда... лишь иногда у меня пробивают моменты искренней и чистой Любви к Нему... но это лишь иногда.
P.S.
Кстати, всего этого я отчасти касался в теме
Путь Пилигрима.