
все началось в теме о Любви и Мотивации - http://forum.lazarev.ru/viewtopic.php?t=8477&postdays=0&postorder=asc&start=30
//имхо, прелесть - это капкан. и спасти человека может лишь особая благодать Божия. человек обожествляет самого себя - пуп земли, центр мироздания, черпает духовные силы в своих мистических переживаниях, личных "откровениях", видениях и прочих восторженных чувственно-умозрительных заключениях - нет нужды в церковных "посредниках", в духовных советах святых отцов, участия в Таинствах, по своему разумению толкуется Священное Писание - ведь человек мнит, что уже имеет всю полноту добродетелей, все нужное для спасения - он ни в чем, ни в ком не нуждается.
п.с. один инок подошел к своему духовному отцу и говорит: "Отче! Вот я молюсь и достиг такого, что вижу Ангелов". А старец ему сказал: "Блажен тот, кто видит не Ангелов, а грехи свои".
имхо, опасность информации, изложенной в ДК заключается в том, что есть вероятность впасть в духовную гордыню, есть искушение оправдать любое свое поведение/проступок - "на все воля Божья", "люби Бога и делай, что хочешь", "мы все прощены и спасены"//
Ines-ik писал(а):цитаты, которые ты привела - они все из церковного Предания или Писания. И одновременно я согласна с тобой, что они могут завести человека в прелесть...
Инесь, начну, а ты дополни, пожалуйста.
прелесть - славянское слово. состоит из корня "лесть" - ложь, обман и заблуждение, и приставки "пре-", которая усиливает и увеличивает действие/качество.
с чего все началось?
//В "Ветхом Завете" сказано, что денница "возгордился своим могуществом и силою и не захотел любить Бога, исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог". Какие силы управляли им в этот момент; ведь диавола и бесов тогда не было?
Денница возгордился силою и могуществом... Но силу и могущество ему дал Сам Господь, а он все это приписал себе, решил, - что все, знает, все понимает... И на свою сторону увлек третью часть ангелов. Был низринут в бездну, стал сатаною, а ангелы - злыми духами, бесами. А когда сатана искушал Еву, то вошел в змия и спросил ее: "Это правда, что Бог запретил вкушать плоды от всех деревьев? " И Ева ответила: "Не от всех деревьев, а только от одного - от древа познания добра и зла". И диавол внушает ей ту же самую мысль, на которой он попался сам: "А Бог знал, что когда вы вкусите эти плоды, будете сами все знать подобно Богу". И Еве захотелось быть равной Богу, знать все. Она сорвала плод, вкусила сама и дала Адаму. Вкусив, они увидели, что наги и скрылись в лесу, стыдясь своей наготы... Бог призывает Адама, спрашивает, что тот сделал, а Адам обвиняет во всем Еву и Бога: "Жена, которую Ты дал, искусила меня" (Быт. З.). Господь призывает Еву, но и она винит во всем змия и тоже не кается. Если бы они покаялись, сказали: "Господи, прости нас! "- смирились бы, то Господь простил бы их, но этого не случилось, потому они и были выведены из Эдемского рая. И была проклята земля, и все на ней, и свет райский погас, и небо закрылось//
(архимандрит Амвросий (Юрасов))
таким образом, прельщение начинается с самоуправства, с ослушания воли Божьей. основа прелести, как и основа всякого греха, – это гордыня и самомнение, излишнее доверие к себе. прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину - потеря правильных духовных ориентиров -
koleglo писал(а):Дух антихристов сулит человеку блаженство в мире необходимости через отречение от его богоподобной природы
откуда у дьявола влась над людьми?
//Со времени падения человека диавол получил к нему постоянно свободный доступ. Диавол имеет право на этот доступ: его власти, повиновением ему, человек подчинил себя произвольно, отвергнув повиновение Богу. Бог искупил человека. Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться или Богу, или диаволу, а чтоб свобода эта вынаружилась непринужденно, оставлен диаволу доступ к человеку. Очень естественно, что диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем отношении к себе, или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие – ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения; наши страсти – эти болезненные влечения – он приводит в движение, пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстей. Верный Слову Божию не дозволяет себе этого удовлетворения, обуздывает страсти, отражает нападения врага; действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов, он мало-помалу, выходит из состояния прелести в область истины и свободы, полнота которых доставляется осенением Божественной благодати. Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу, и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу. Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти//
(святитель Игнатий Брянчанинов)
мне подумалось вот о чем - можно ли обольститься Словом Божьим?
имхо, да. если толковать его по своему разумению.
и еще - СНЛ разделяет "Я" на две составляющие - человеческое и божественное. может ли незаметно произойти подмена понятий, и тогда обычный человек станет выдавать себя за Христа, что есть прелесть и обольщение? полагаю, может - человек мнит себя безгрешным, подобным, постигшим Истину - //Прелесть действует первоначально на образ мыслей, будучи принята и, извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою//