Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

Список разделов Главное Основной раздел

Описание: Разговоры по основной тематике форума. Задавайте вопросы, делитесь информацией.

  • 6

#1 Марианна » Ср, 4 мая 2016, 16:28

Zuzechka писал(а):СНЛ в последней книге пишет о человеке, который внешне соблюдает все заповеди, но тенденция распада Души у него не меньше, чем у других. Внешние вещи не гарантируют ничего. Внешний уровень можно держать до поры до времени. Внутренняя суть рано или поздно покажет себя.
Поэтому я не за внешние приличия. А за работу каждого на собой. Тогда не останется времени на указывание недостатков других людей, копание в их грехах и т.д.
Знаю сейчас меня опять закидают тапками. Но я наелась этого приличия до неприличия.
Твой пост достоин отдельной темы, Зю.
В нем очень интересная помесь восприятия :smile: Попросим отделить?
Марианна F
Автор темы
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 11 лет 11 месяцев


  • 1

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#3 обычный » Ср, 4 мая 2016, 17:09

Zuzechka писал(а): Внешние вещи не гарантируют ничего. Внешний уровень можно держать до поры до времени. Внутренняя суть рано или поздно покажет себя.
Поэтому я не за внешние приличия. А за работу каждого на собой.
Сложно не согласиться. :smile:
Но это поднимает куда очень немаловажный вопрос - как именно работать над собой. Ведь вариантов множество. :scratch:
СНЛ в последней книге пишет о человеке, который внешне соблюдает все заповеди, но тенденция распада Души у него не меньше, чем у других.
Тогда не останется времени на указывание недостатков других людей, копание в их грехах и т.д.
Вряд ли можно полностью соблюдать все заповеди. Тем более, что есть заповедь "не суди"... И о щербинке в глазу.
Соблюдение всех заповедей, наверняка, является идеалом и вряд ли приведёт к распаду Души.
Может быть СН имел ввиду что-то другое?
обычный M
Аватара
Откуда: Челябинск
Сообщения: 9572
Темы: 98
Зарегистрирован: Пт, 2 апреля 2010
С нами: 8 лет 6 месяцев
О себе: божествен как и все

  • 1

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#4 Марианна » Ср, 4 мая 2016, 17:22

Вот спасибо :rose:
Марианна F
Автор темы
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 11 лет 11 месяцев

  • 1

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#5 обычный » Ср, 4 мая 2016, 17:29

Марианна, если мне цветочек, то не за что. :smile:
Даже сомневаюсь - мне ли...
Zuzechka писал(а):СНЛ в последней книге пишет о человеке, который внешне соблюдает все заповеди, но тенденция распада Души у него не меньше, чем у других.
Похоже, что речь о приоритете заповедей. То есть этот человек выбрал для себя те заповеди, в которых речь о поведении.
Хотя, даже в десяти ветхозаветных заповедях есть и о том, чтобы не возжелать ничего чужого (то есть не завидовать), о почитании родителей...
обычный M
Аватара
Откуда: Челябинск
Сообщения: 9572
Темы: 98
Зарегистрирован: Пт, 2 апреля 2010
С нами: 8 лет 6 месяцев
О себе: божествен как и все

  • 5

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#6 Солнышко » Ср, 4 мая 2016, 17:35

Как по мне,если внутри не всегда получается что-то преодолеть,какую-то черту характера или соблюсти заповедь,
но есть желание работать над собой в этом направлении,то внешняя канва поведения может быть помощью,как стенки стакана,которые не дают растечься воде,т.е намерению.
Если есть желание в преодолении чего-то,то рано или поздно получиться.
Намерение уже структурирует энергию в нужном направлении.
А если нет такого желания,то да,внешнее благочестие будет как рыбе зонтик.
А со временем будет вообще выглядеть нелепо,потому как будет заметен диссонанс внутреннего и внешнего.
Солнышко F
Модератор
Аватара
Сообщения: 12580
Темы: 36
Зарегистрирован: Пн, 3 ноября 2008
С нами: 9 лет 11 месяцев
О себе: у Любви много путей....

  • 2

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#7 Марианна » Ср, 4 мая 2016, 17:47

Итак, вроде Зю пишет все правильно, даже можно припомнить всем известную притчу о Фарисее и Мытаре. Вот она: https://ru.wikipedia.org/wiki/Притча_о_мытаре_и_фарисее

Фарисей внешне правильный, внутри гордится и осуждает.
Но Мытарь, тот самый искренне кающийся, признающий себя грешным от и до, бьющий себя в грудь Мытарь...Где мы его видим? На сборе подати? В публичном доме? В таверне?
Нет, мы его видим в храме. Смиренно просящим о помиловании...

Что есть работа над собой внутренне, с чего она начинается? Как видим из примера Фарисея, он забыл о внутренней работе, он внешнее соблюдает, а внутри гордец и осуждающий. Говорит: я не как этот Мытарь!
А с чего начинает Мытарь? С покаяния. А с чего покаяние начинается? С осознания, с глубокого и искреннего осознания своих грехов и тут уж остается одно, в храм и бить себя грудь как Мытарь.

Но что есть залог искреннего покаяния? Разве бывает покаяние в процессе греха? Ну то есть вот грешу и каюсь, прям вот грешу сейчас и прям сейчас каюсь и все ж дальше грешу. Это покаяние? Спасет ли такое покаяние от греха? Поможет ли исправить страсти?
Скорее нет...
Есть такая ужасная вещь- окамененное нечувствие: "Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия" Молитва Иоанна Златоуста 7-ая, отрывок. Что мы видим? Может быть неведение, это когда человек не ведает, может забыть, может смалодушничать, то есть попустить себе согрешить, поддаться, а конец всего- Окамененное нечувствие. Это страшная вещь. Это невозможность сердца почувствовать раскаяние.
Вот что скорее всего случится от покаяния находясь в процессе греха и без желания что-то исправить.

Так что думаю Мытарь, не только каялся, но решил исправить свою жизнь. А это значит что Мытарь, не только будет стараться соблюдать внешнее, как Фарисей, но и внутренне будет помнить о своей грешности, не возгордится, не затщеславится

Поэтому:
Внешние вещи не гарантируют ничего
Да, мы это видим на примере Фарисея. Но разве Бог осудил его за внешнее исполнение приличий и добрых дел?

Поэтому я не за внешние приличия
А как же человек не соблюдающий внешние приличия будет сохранять приличия внутренне? Есть такая фраза: "От избытка сердца говорят уста" (Матфея 12:34) Или: "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека" ( Марк 7:1-15)
Ведь тут речь о том, что человек оскверняется тем что исходит из его сердца, то что исходит из сердца, то на устах. И вот это исходящее, назовем "чисто соблюдением внешних приличий?"

Добавлено спустя 1 минуту:
обычный писал(а):Марианна, если мне цветочек, то не за что.
Даже сомневаюсь - мне ли...
:grin: это я модерам за отделение поста. Но и Вам могу, мне не жалко :rose: :smile:
Марианна F
Автор темы
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 11 лет 11 месяцев

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#8 обычный » Ср, 4 мая 2016, 17:50

Марианна писал(а):это я модерам за отделение поста.
Ясно. Упустил, что ты уже не модератор.
обычный M
Аватара
Откуда: Челябинск
Сообщения: 9572
Темы: 98
Зарегистрирован: Пт, 2 апреля 2010
С нами: 8 лет 6 месяцев
О себе: божествен как и все

  • 1

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#9 Сью » Ср, 4 мая 2016, 17:51

Плохо, когда сама форма заповедей стала главной целью.
А заповеди, у которых не утрачено внутреннее содержание и есть цель, наверное, это совсем другое и это всё же не плохо. Просто... ведь у содержания должна же быть какая-то форма - совсем без формы не получится, это как посредник, который служит цели.
Сью
Модератор
Аватара
Откуда: Евпатория
Сообщения: 2795
Темы: 57
Зарегистрирован: Сб, 1 января 2011
С нами: 7 лет 9 месяцев

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#10 Марианна » Ср, 4 мая 2016, 18:06

Возьмем к примеру такую ситуацию. Я в гневе, меня несправедливо обвинили, по моему мнению, но вполне может быть я и права. Я искренне кричу и ругаюсь на чем свет стоит, я выражаю все свое возмущение как есть на сердце, не прикрываясь внешним приличием. А что у меня на сердце в момент гнева? Чувство оскорбленной справедливости, но там еще кое-что есть, там есть правота и желание защитить ее всеми силами, и защищаю я ее криком и руганью, грозным взглядом. А что еще есть на сердце? Ненависть. Ненависть в гневе обычное дело, они взаимосвязаны крепко. Итак, весь этот компот я искренне изливаю на ближнего, чтоб он, подлец, знал как попирать справедливость ногами! А что? Мне что ли внешние приличия соблюдать и не ругаться? Да щас!

И как, хорошо я внутренне над собой поработала? :wink:

А потом я конечно пойду и покаюсь. Перед Богом конечно. Еще чего перед ближним! Не заслужил. И буду повторять что принимаю, искренне принимаю ТС с попиранием моего чувства справедливости.
Марианна F
Автор темы
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 11 лет 11 месяцев

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#11 обычный » Ср, 4 мая 2016, 18:13

Марианна писал(а):Возьмем к примеру такую ситуацию. Я в гневе...
... хорошо я внутренне над собой поработала?
Мы несовершенны, и не поддаться искушающему импульсу сложно (часто так и бывает), а дальше есть тоже весьма важное - принять себя такого несовершенного с любовью (с параллельным поиском ошибок и поиском улучшения) или корить себя в неприятии.
обычный M
Аватара
Откуда: Челябинск
Сообщения: 9572
Темы: 98
Зарегистрирован: Пт, 2 апреля 2010
С нами: 8 лет 6 месяцев
О себе: божествен как и все

  • 1

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#12 Марианна » Ср, 4 мая 2016, 18:18

обычный писал(а):или корить себя в неприятии
Корить себя в неприятии это тоже гордыня, только с другой стороны. Или оправдать себя полностью, не пытаясь исправить.
обычный писал(а):и не поддаться искушающему импульсу сложно (часто так и бывает)
Да, но надо стараться именно не поддаться, четко решить не поддамся, и найти помощь. У Бога конечно, через молитву.

обычный писал(а):принять себя такого несовершенного с любовью
Принять себя такого несовершенного с осознанием своей грешности и слабости, без помощи свыше.
Марианна F
Автор темы
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 11 лет 11 месяцев

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#13 Дейка » Ср, 4 мая 2016, 18:29

Марианна писал(а):Еще чего перед ближним!
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще
на пути с ним
Там дальше про другое:
Спойлер
чтобы соперник не отдал тебя
судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не
ввергли бы тебя в темницу;
Но меня почем-то всегда цепляет "пока ты еще на пути с ним"
Потеряв двоих очень близких людей, я очень боюсь ссорится подолгу. А то вдруг, не с кем будет уже мириться
Дейка F
Аватара
Сообщения: 1381
Темы: 165
Зарегистрирован: Пн, 27 декабря 2010
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: Дейка

  • 1

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#14 Иф » Ср, 4 мая 2016, 19:42

Марианна, о , вспомнил про мытаря и фарисея
помнишь говорили про них ?
это у Дорофея было .
мытарь каялся и стучал себя в грудь , а фарисей " хвастался " своими заслугами перед Богом .
так вот , косяк у фарисея был не в том , что он преподносил себя перед Богом
а в том , что он осудил мытаря
Иф
Аватара
Сообщения: 2019
Темы: 30
Зарегистрирован: Сб, 7 марта 2015
С нами: 3 года 7 месяцев

  • 2

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#15 Zuzechka » Ср, 4 мая 2016, 19:56

Иф писал(а):так вот , косяк у фарисея был не в том , что он преподносил себя перед Богом
а в том , что он осудил мытаря
А это не просто так. Дело в том, что только святая личность может критиковать без последствий для собственной души.
Остальные неизбежно будут цеплять на себя грязь и грехи, которые они подвергают критике.

Именно для этого и нужны духовные учителя, которые помогали ближнему увидеть свои проблемы.
Остальным рекомендовалось концентрироваться на хороших качествах друг друга.
И Лазарев говорит тоже, что нужно даже хвалить за те качества, которых как-бы и нет и они проявятся в определённый момент.

Внешние приличия, при недостатке любви, делают нас неискренними и внутренне агрессивными.
Внешняя агрессия гораздо менее разрушительна.
Не будем переходить на личности нашего форума, дабы подтвердить эту истину.
Поэтому надо не создавать условия для ещё большего разделения: на патриотов, лазаревцев, интеллигентов и т.д.
Надо искать общие точки соприкосновения и в каждом человеке выделять его лучшие качества.
Zuzechka

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#16 9999 » Ср, 4 мая 2016, 20:38

плюсану тебя Zuzechka, :smile:
9999
Аватара
Сообщения: 13281
Темы: 21
Зарегистрирован: Вт, 12 мая 2009
С нами: 9 лет 5 месяцев

  • 1

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#17 Марианна » Ср, 4 мая 2016, 21:46

Иф писал(а):Марианна, о , вспомнил про мытаря и фарисея
помнишь говорили про них ?
это у Дорофея было .
мытарь каялся и стучал себя в грудь , а фарисей " хвастался " своими заслугами перед Богом .
так вот , косяк у фарисея был не в том , что он преподносил себя перед Богом
а в том , что он осудил мытаря
:approve: Какой ты молодец, все помнишь! Нашла:
Авва Дорофей объясняет, в чём заключается суть осуждения, а также сродных ему грехов:

«Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать - значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать - значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого - а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: «он разгневался», и иное сказать: «он гневлив» и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: «лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего» (Лк. 6, 42), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение - бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех.

И фарисей оный, молясь и благодаря Бога за свои добродетели, не солгал, но говорил истину, и не за то был осуждён; ибо мы должны благодарить Бога, когда сподобились сделать что-либо доброе, потому что Он помог и содействовал нам в этом. За сие фарисей не был осуждён, как я сказал, что он благодарил Бога, исчисляя свои добродетели, и не за то он был осуждён, что сказал: «несмь якоже прочии человецы»; но когда он обратился к мытарю и сказал: «или якоже сей мытарь», тогда он подвергся осуждению, ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и, кратко сказать, всю жизнь его. Посему мытарь и вышел «оправдан… паче онаго» (Лк. 18, 11).

Нет ничего тяжелее, как я много раз говорил, нет ничего хуже осуждения, презрения или уничижения ближнего. … Иногда же мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего, ибо иное, как я сказал, осуждать и иное уничижать. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но презирает его, т. е. гнушается ближним и отвращается от него как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее.
Марианна F
Автор темы
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 11 лет 11 месяцев

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#18 Марианна » Ср, 4 мая 2016, 21:50

Дейка писал(а):
Марианна писал(а):Еще чего перед ближним!
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще
на пути с ним
Там дальше про другое:
Спойлер
чтобы соперник не отдал тебя
судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не
ввергли бы тебя в темницу;
Но меня почем-то всегда цепляет "пока ты еще на пути с ним"
Потеряв двоих очень близких людей, я очень боюсь ссорится подолгу. А то вдруг, не с кем будет уже мириться
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26) :approve: а иногда ой как сложно идти мириться первому :yes: прям ломать себя, но на самом деле это оказывается освобождением :smile:

Добавлено спустя 52 секунды:
Zuzechka писал(а):Внешняя агрессия гораздо менее разрушительна.
Внешняя агрессия обычно исходит от внутренней. Откуда ж ей взяться как не изнутри?
Марианна F
Автор темы
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 11 лет 11 месяцев

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#19 mirrory » Вт, 10 мая 2016, 12:35

Zuzechka писал(а):А это не просто так. Дело в том, что только святая личность может критиковать без последствий для собственной души.

критиковать и осуждать, вообще-то, разные вещи :ninja:
mirrory F
Сообщения: 692
Зарегистрирован: Пн, 23 февраля 2015
С нами: 3 года 7 месяцев
О себе: астра

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#20 Марк » Сб, 14 мая 2016, 6:09

обычный писал(а):Сложно не согласиться. :smile:
Но это поднимает куда очень немаловажный вопрос - как именно работать над собой. Ведь вариантов множество.
Можно и опровергнуть. Внешнее нарушение заповедей очень быстро затягивает узелок на шее кармы. Например гневливый человек, если себя не сдерживает и не учится прощать врага, а наоборот удовлетворяет свое чувство ненависти, очень быстро окажется в тюрьме. По крайней мере в цивилизованном государстве. Ну а первобытном обществе его настигнет вендетта. Но если сдержал свой гнев, распад будет растянут во времени. Тяжелой болезнью. Вот что предпочтительнее для души? Быстрое наказание или медленная агония?
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 5 лет 4 месяца

  • 1

Re: Внутренняя суть и внешнее соблюдение заповедей

#21 dzadzen » Сб, 14 мая 2016, 9:54

Мы сейчас живем во время где внешнее соблюдение заповедей не в таком почете как допустим в 19 веке и назад в глубь веков. Например в России толпы ходили в церкви. Была целая культура традиций по поводу воскресных посещений церквей, обязательное хождение на службы и т.п. Достоевский писал о том, как потом обсуждалось, а кто чего надел для посещение церкви, а кто как стоял и чего делал. Потом эти же люди совершали разные грехи и продолжали ходить в церковь не за тем чтобы искренне покаяться или на встречу с Богом, а как выход в свет себя показать и других посмотреть.

Вот что пишет в "Исповеди" Лев Толстой:

Спойлер
Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства, и во все время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили.
Судя по некоторым воспоминаниям, я никогда и не верил серьезно, а имел только доверие к тому, чему меня учили, и к тому, что исповедовали передо мной большие; но доверие это было очень шатко.
Помню, что, когда мне было лет одиннадцать, один мальчик, давно умерший, Володенька М., учившийся в гимназии, придя к нам на воскресенье, как последнюю новинку объявил нам открытие, сделанное в гимназии. Открытие состояло в том, что бога нет и что все, чему нас учат, одни выдумки (это было в 1838 году). Помню, как старшие братья заинтересовались этою новостью, позвали и меня на совет. Мы все, помню, очень оживились и приняли это известие как что-то очень занимательное и весьма возможное.
Помню еще, что, когда старший мой брат Дмитрий, будучи в университете, вдруг, с свойственною его натуре страстностью, предался вере и стал ходить ко всем службам, поститься, вести чистую и нравственную жизнь, то мы все, и даже старшие, не переставая поднимали его на смех и прозвали почему-то Ноем. Помню, Мусин-Пушкин, бывший тогда попечителем Казанского университета, звавший нас к себе танцевать, насмешливо уговаривал отказывавшегося брата тем, что и Давид плясал пред ковчегом. Я сочувствовал тогда этим шуткам старших и выводил из них заключение о том, что учить катехизис надо, ходить в церковь надо, но слишком серьезно всего этого принимать не следует. Помню еще, что я очень молодым читал Вольтера, и насмешки его не только не возмущали, но очень веселили меня.
Отпадение мое от веры произошло во мне так же, как оно происходило и происходит теперь в людях нашего склада образования. Оно, как мне кажется, происходит в большинстве случаев так: люди живут так, как все живут, а живут все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но большею частью противоположных ему; вероучение не участвует в жизни, и в сношениях с другими людьми никогда не приходится сталкиваться, и в собственной жизни самому никогда не приходится справляться с ним; вероучение это исповедуется где-то там, вдали от жизни и независимо от нее. Если сталкиваешься с ним, то только как с внешним, не связанным с жизнью, явлением.
По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда никак нельзя узнать, верующий он или нет. Если и есть различие между явно исповедующими православие и отрицающими его, то не в пользу первых. Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею частию встречалось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в людях, признающих себя неверующими.
В школах учат катехизису и посылают учеников в церковь; от чиновников требуют свидетельств в бытии у причастия. Но человек нашего круга, который не учится больше и не находится на государственной службе, и теперь, а в старину еще больше, мог прожить десятки лет, не вспомнив ни разу о том, что он живет среди христиан и сам считается исповедующим христианскую православную веру.
Так что как теперь, так и прежде вероучение, принятое по доверию и поддерживаемое внешним давлением, понемногу тает под влиянием знаний и опытов жизни, противоположных вероучению, и человек очень часто долго живет, воображая, что в нем цело то вероучение, которое сообщено было ему с детства, тогда как его давно уже нет и следа.
Мне рассказывал С., умный и правдивый человек, как он перестал верить. Лет двадцати шести уже, он раз на ночлеге во время охоты, по старой, с детства принятой привычке, стал вечером на молитву. Старший брат, бывший с ним на охоте, лежал на сене и смотрел на него. Когда С. кончил и стал ложиться, брат его сказал ему: «А ты еще все делаешь это?» И больше ничего они не сказали друг другу. И С. перестал с этого дня становиться на молитву и ходить в церковь. И вот тридцать лет не молится, не причащается и не ходит в церковь. И не потому, чтобы он знал убеждения своего брата и присоединился бы к ним, не потому, чтоб он решил что-нибудь в своей душе, а только потому, что слово это, сказанное братом, было как толчок пальцем в стену, которая готова была упасть от собственной тяжести; слово это было указанием на то, что там, где он думал, что есть вера, давно уже пустое место, и что потому слова, которые он говорит, и кресты, и поклоны, которые он кладет во время стояния на молитве, суть вполне бессмысленные действия. Сознав их бессмысленность, он не мог продолжать их.
Так было и бывает, я думаю, с огромным большинством людей. Я говорю о людях нашего образования, говорю о людях, правдивых с самими собою, а не о тех, которые самый предмет веры делают средством для достижения каких бы то ни было временных целей. (Эти люди – самые коренные неверующие, потому что если вера для них – средство для достижения каких-нибудь житейских целей, то это уж наверно не вера.) Эти люди нашего образования находятся в том положении, что свет знания и жизни растопил искусственное здание, и они или уже заметили это и освободили место, или еще не заметили этого.
Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я очень рано стал много читать и думать, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с шестнадцати лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть. Я перестал верить в то, что мне было сообщено с детства, но я верил во что-то. Во что я верил, я никак бы не мог сказать. Верил я и в бога, или, скорее, я не отрицал бога, но какого бога, я бы не мог сказать; не отрицал я и Христа и его учение, но в чем было его учение, я тоже не мог бы сказать.
Теперь, вспоминая то время, я вижу ясно, что вера моя – то, что, кроме животных инстинктов, двигало моею жизнью, – единственная истинная вера моя в то время была вера в совершенствование. Но в чем было совершенствование и какая была цель его, я бы не мог сказать. Я старался совершенствовать себя умственно – я учился всему, чему мог и на что наталкивала меня жизнь; я старался совершенствовать свою волю – составлял себе правила, которым старался следовать; совершенствовал себя физически, всякими упражнениями изощряя силу и ловкость и всякими лишениями приучая себя к выносливости и терпению. И все это я считал совершенствованием. Началом всего было, разумеется, нравственное совершенствование, но скоро оно подменялось совершенствованием вообще, т. е. желанием быть лучше не перед самим собою или перед богом, а желанием быть лучше перед другими людьми. И очень скоро это стремление быть лучше перед людьми подменилось желанием быть сильнее других людей, т. е. славнее, важнее, богаче других.

Т.е. внешнее соблюдение обрядов не гарантирует внутреннего содержания. А за отсутствием содержания и форма отпадает за ненадобностью. В результате поголовно ходящяя в Православную церковь Россия сначала перестала верить, потом ходить, потом октябрьский переворот и атеистическое общество, где у руля были революционеры - бывшие семинаристы духовных семинарий.

Возврат к Богу не случится от соблюдения ритуалов. Возврат к Богу возможен от искренней внутренней потребности души. Если это есть, то любое посещение церкви и стояние службы будет укреплять в этом, равно как и искренняя молитва в поле или в лесу, везде где хочется возблагодарить Бога за все. Если этого нет, то хоть каждый день ходи на службы - бесполезно.
dzadzen
Пустота года
Аватара
Сообщения: 4045
Темы: 22
Зарегистрирован: Пт, 6 февраля 2015
С нами: 3 года 8 месяцев

След.

Вернуться в Основной раздел

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость

cron