Всё, да не всё, на мой взгляд.бумз писал(а):Инстинкт самосохранения начинается с тела - еда, размножение. На этой основе всё и завязано.
"Не всё" - там и тогда, когда сущность живет не просто биологической жизнью, а в социальной среде, которая формирует в этой сущности иные желания, которые есть не просто желания биологического тела сущности. И то, что тот же Гринч всё поведение человеков низводит до биологических инстинктов, наработанные миллионами лет, - это, на мой взгляд, как примитивизм в изобразительном искусстве (как у Пиросмани) - и он имеет право на существование, но всё изобразительное искусство сводить к примитивизму, - это такой же примитивизм.
Общественные отношения формируют в сущностях те желания, которые напрямую не встретишь в природе:
- стремление к славе и почестям у людей - это не просто желание доминировать в стае и не просто показ обнаженной задницы о гамадрилов;
- стремление к богатству у людей - это не синоним отнимания прокорма у более слабых индивидов из твоей же стаи;
- а стремление к знанию о Природе вообще не находит аналогов в животном мире.
И эти общественные желания не являются переработанными чисто животными желаниями. Они, как-будто, взяты из "ни откуда" - привнесены в человеческое общество извне.
И на этом фоне суицид у людей - это переориентировка своих жизненных ценностей с животного уровня на чисто человеческий - на общественный, когда желания имярека по общественным связям стОят в его глазах гораздо больше, чем его чисто животные желания. И когда нет постоянного удовлетворения этих человеческих, общественных желаний в имяреке, то он готов пожертвовать своим биологическим телом, чтобы не мучится от общественного забвения (а "общественные" связи могут быть и только между двумя отдельно взятыми людьми).
И в природе нет подобных аналогий. Пчелиный улей, термитник или муравейник нельзя разделить на индивидуумы - они все - единый организм. И если в этом организме есть необходимость, то он жертвует своей частью для продолжения существования.
Единственная аналогия - это коллективное самоубийство у китовых, когда они массово выбрасываются на берег не в штормовую погоду. Тогда следует признать, что и у китовых существует свое общество, которое характеризуется не только биологическими связями, отношениями между индивидами этого общества, но и их социальными отношениями, которые для них также характерны и важны, как и в человеческом обществе. Но они не могут броситься вниз со скалы - потому выбрасываются на мелководье.
Лейб-мотив этой темы: показать, что помимо чисто биологических поведенческих механизмов в человеческом обществе, каждый индивид этого общества управляется еще и социальными силами, которые выделяют человека из Природы в особый кластер, поскольку на него одновременно действуют две силы исходящие из разных источников:
1. не посредственно от Природы - поведение человека, как животного
2. не понятно откуда (от Бога, от Сатаны, он инопланетян,...) - поведение человека, как элемента той или иной социальной среды
И пример суицида - это пример, когда в человеке приоритетом является второй источник сил, который не действует на других животных (китообразных пока не будем трогать).