#9 бумз » Ср, 17 июня 2015, 21:34
Меня опять ударило в озноб,
Грохочет сердце, словно в бочке камень,—
Во мне живёт мохнатый злобный жлоб
С мозолистыми цепкими руками.
Когда, мою заметив маету,
Друзья бормочут: "Скоро загуляет",—
Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу!
Он кислород вместо меня хватает.
Он не двойник и не второе "я" —
Все объясненья выглядят дурацки,—
Он плоть и кровь, дурная кровь моя,—
Такое не приснится и Стругацким.
Он ждёт, когда закончу свой виток —
Моей рукою выведет он строчку, —
И стану я расчётлив и жесток,
И всех продам — гуртом и в одиночку.
Я оправданья вовсе не ищу —
Пусть жизнь уходит, ускользает, тает,—
Но я себе мгновенья не прощу —
Когда меня он вдруг одолевает.
Но я собрал ещё остаток сил,—
Теперь его не вывезет кривая:
Я в глотку, в вены яд себе вгоняю —
Пусть жрёт, пусть сдохнет — я перехитрил!
(В.С. Высоцкий)
1979
Его вторая натура ("мохнатый злобный жлоб") требовала того, чтобы "любить так любить, гулять так гулять, стрелять так стрелять..."
"А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!"
Выходка в самолете была вызовом обществу, конечно. Откуда она исходила? От того, что эгоистичная натура в какой-то момент (особенно это проявляется в подвыпившем состоянии) проявила себя в виде подобного к другим отношения.
А талант, "проповедующий" масштабные ценности, как предназначение судьбы поэта, этот талант открыл другую его натуру - сильную личность с невероятной жаждой жизни, общения, новых свершений, открытий. Типичный сангвиник. "Покой нам только сниться!" "А вместо сердца - пламенный мотор!"
Поэтому романы с женщинами, поэтому желание нравиться женщинам, покорять их сердца. И вершиной такого стремления была М. Влади. Он ее и покорил. Высота достигнута. Драйв пережит, чувства начинают остывать и требовать новых отношений. Он ведь с Влади не жил вместе. Она приезжала и разочаровывалась в своем мужчине сердца. Долго так не могло продолжаться и они расстались.
Алкоголь добавлял драйва и вообще психологическая зависимость от алкоголя возникает на почве стремления уходить в ту реальность, которая больше радует, чем другая - трезвая. Это происходит в периоды определенного застоя, когда хочется уйти от того, что гнетет, как что-то застывшее в пространстве и времени. Поэтому становится интереснее заливаться алкоголем, чтобы это застойное время легче проживалось. А когда жизнь кипит снаружи, появляются цели, тогда и пить не хочется. Но в конце жизни Высоцкий, на мой взгляд, понял, что достиг своего творческого потолка. И что застой неминуем.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
И что ему придется, уже с подорванным сердцем, здоровьем, исполнять одно и то же по кругу. Ради заработка, а не для того, чтобы радовать людей новыми песнями и альбомами. Трагичная судьба поэта, которая по всей видимости и стала лучшим исходом нежели спокойная жизнь в трезвости (врачи запретили) и скуке однообразного общения, эта судьба, которая просто "догорела" свое время, энергию и возможность радоваться.