#33 Вустер » Чт, 18 января 2007, 11:50
Уважаемый автор темы!
Затронутая тобой проблема очень древняя - даже не представляете насколько древняя. Она возникла с первых веков христианства. Тут много нюансов, все не уместить в посте форума, но вот основные моменты:
Как известно, глубина христианской религии, ее мощь зиждется на том, что она говорит о единстве божественного и человеческого, о пристутствии бога в мире. Как символ - Христос, который был однновременно и богом и человеком. Почему-то, кстати, в русской традиции повелась привычка говорить о том, что христианство - это единственна такая продвинутая религия, приводя в пример ислам и буддизм как религии которые сосредоточены только на боге и пренебрегают человеческим - с одной стороны, а с другой стороны западное протестантсво, которое позабыло о боге и целиком сосредоточилось на человеческом. Это не так. Из основных мировых религий только ислам в действительности отрицает связь человеческого мира с богом. Индийская же религия (буддизм есть ее подсекта по сути) имеет очень подробную философскую традицию, в которой со всех сторон, каких только можно, детально рассматривается связь Брахмана с миром (Ишвара есть лицо Брахмана для мира, в Ишваре заключены все нереализованные потенции мира). Вот кстати и Лазарев любит говорить в своих книгах, что индуизм относится отстраненно к миру и полностью уходит в созерцание бога - и что мол это верно, т.к. человечество на заре своей истории должно было сначала пофигистично относиться к миру, чтоб дать возможность в будущем другим традициям быть актвинее в миру. Т.е. индусы по Лазареву получаются какими-то отшельниками, которые заранее отмаливают грехи людей в будущем. Это не совсем верно! У индусом присутсвие бога в мире гораздо более ощутимое, чем в христианстве. Одним словом - кто знаком как следует с Ведами и сутрами, с шестью даршанами (ортодоксальными школами индуизма), понимает о чем я говорю.
Итак, для чего я это говорю в этой теме? А потому что спор о том, изображать ли лик бога в картине и в человеческом облике, уходит корнями именно в проблему того, насколько бог причастен к нашему миру.
Итак, как я сказала, христианство есть потому мировая и авторитетная религия, потому что она смело заявляет: все в этом миру под руководством бога! Но христианская религия как известно почти сразу после своего возникновения разделилась на две ветви: восточную, которая больше тяготит к богу как экзальтированному от человека , и западную, которая видит только человека и не видит бога. Надо сказать, тут пожалуй русские философы (Вл.Соловьев) были правы: от истинного понимания христианства обе ветви (Православие и Католичество) разошлись в стороны - в две возможные стороны. Но католичество ушло в свою сторону гораздо дальше. Православие ж несмотря на казусы в истории, которые оно выкидывало, можно назвать единственным хранителем верного понимание сути философии христианства - ибо Православие четко настаивает на связи Бога и Человека.
Итак, вопрос о том, изображать ли Бога и другие библейские персонажи в картине - то есть иконе - встал сразу с возникновением христианства. Отцы Церкви в итоге решили на очередном Вселенском Соборе, что Иконы нужны! они победили точку зрения иконоборцкв. Кто такие иконоборцы - это представители нескольких еретический направлений в христианстве, в осноном эти секты были на востоке, они не признавали человеческой природы Христа, следовательно были против изображения Его в виде человека, некоторые из них вообще не признавали Христа, утвержадая, что Бог невидим и не мог явиться в образе человека. Вот часть этих сект потом и влилась в зарождавшийся Ислам, который как раз максимально разводит человека и бога (напомню, Магомет - это только пророк бога, и Христа они видят таким же пророком, как и Моисея).
Но! - икона, которую Собор признал как орудие церкви, - это совсем не та икона, которые мы видим в католических храмах. Сразу скажу, что Православие пытается максимально придерживаться такого иконописания, которое было признано в I тыс. н.э. Католики же постепенно совершенно утратили христианское да и вообще религиозное понимание иконописания.
Что ж такое икона? в чем ее отличие от простой картины? почему православная икона - это икона, а католические изображения Христа и Девы Марии - это ересь? заранее скажу, что в русской литературе много хороших книг написано про этот вопрос - потому что в русском православии есть замечательнейшая традиция иконописания, ориентирующаяся на эталон Рублева, Феофана Грека и Дионисия. И русские историки и мыслители проблемы иконописания обмусолили и раскрыли со всех сторон (кто интересуется, могу порекомендовать конкретно что-то из этой литературы в ЛП).
Отличие иконы от светского художественного искусства заключается, если чисто техническки, в отличии переспектив. Обычная картина , когда мы на нее смотрим, затягивает нас в сюжет, который она рассказывает, т.е. перспектива идет во внутрь. Икона же наоборот направлена на зрителя, она не рассказывает, а указывает - она поучает, перспектива направлена на нас. Одним словом, светское искусство, обычная картина забирает энергию у нас, она питает сюжет нашей энергией, а икона дает энергию нам - она питает нас, она в нас вкладывает определенную информацию и энергию, она нас подключает к определенной волне. Не случайно на иконе Христос Пантакратор изображен с поднятым перстом.
Ту ж самую функцию должны выполнять и скульптуры в церквах.
Нужна ль икона? нужно ль изображение бога и христа? Несомненно. Кто может узреть бога у себя в душе без икон и молитв - это прекрасно. Но остальным эти символы необходимы.
ОДнако что сделали с иконой на Западе? там ее превратили в обычную картину. Квинтессенцией этого безобразия - художники Возрождения. Они все прекрасные хужожники, только не иконописцы. Мадонна и Христос так драматически изображены, настолько они прекрасны и повержены в свои печали.... - это право вовсе не иконы. И наверное многие знают скандальную историю про картину Сикстинская мадонна Рафаэля ( ну буду тут утруждать читателей)
Поэтому разумеется, то, в каком состоянии современный католический храм - это безобразие, соглашусь с Прониным. Однако с исламом все обстоит сложнее. Дело в том, что сейчас в мире действительно перегиб в сторону человеческого. Собственно католицизм всегда стоящий на грани христианства и нехристианства - полностью уничтожен, он полностью погребен в человеческое, Ватикан и Папы оставляют желать лучшего. Остальной мир однако идет вслед за ними. Христианство в России также в трудном положении - хотя и не в таком плачевном как на Западе. На этом фоне ислам в мире выглядит единственным островком, где поддерживается почитание бога. То, что в исламе догматика не корректная, что там есть явный перегиб в сторону бога (а в религии сочитание бога и человека должно быть более гармноничным), что мусульманина с детства обучают следовать жестко формальным религиозным обрядам, строгой морали, но не раскрывают суть этой морали, потому что, согласно исламу, суть божественного нам все ранво не узреть и даже пытаться не стоит (бог в исламе максимально удален от человека в метафизическом смылсе, человек настолько греховен, что от этих грехов ему не оправиться и нет возможности приблизиться к богу) - все это конечно печально. И исламские фундаменталисты как раз нам демонстрируют пример такого формального стремления защитить бога. Наверно, на фоне разнузданности западного мира такой железный порядок, как в исламских государствах, выглядит привлекательно. Однако - это просто перегиб в другую сторону. А на самом деле божественного не хватает и в жизни многих мусульман - хотя конечно его не хватает гораздо в меньшей степени чем Западу